Ирина Петрова
Конспект занятия «В гостях у морского царя»
▼ Скачать + Заказать документы
Петрова Ирина Николаевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
МКДОУ Оленинского Детского сада №2
Специальное экологическое занятие для детей, которые старше дошкольного возраста.
Цели такого занятия : рассказать детям о морском хищнике актинии (о ее особенностях, строении и образе жизни, научить детей само выражаться в веселых играх, повысить их словарный запас и развить в детях творческие способности. Также в рамках занятия дети должны повысить уровень экологической культуры и ощутить на себе красоту окружающего их мира.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у морского царя“» размещена в разделах
- В царстве Нептуна. Конспекты занятий
- День Нептуна. Сценарии летних развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Оборудование: картины, где нарисовано море и морское дно, музыка со звуками природы и запись "Концерта Нептуна", картинка, где изображена актиния, различные ракушки и камушки.
Ход проведения занятия
Дети совместно с воспитателем смотрят на капельку росы. Они фантазируют, представляя, что будет, если дотронуться до нее рукой или попробовать на вкус. А после этого "юные экологи" вспоминают, какие свойств имеет вода.
Воспитатель. А что, если воды будет больше, чем одна капелька? (детские ответы)
Воспитатель. А если воды будет не просто больше, а очень много? (ответы)
Воспитатель. А чтобы вы у меня спросили, если бы я только что вернулась из путешествия по морским глубинам?
Далее происходит диалог, в ходе которого дети спрашивают о том, что находится на дне моря и изъявляют желание побывать в этом неизведанном мире.
Основная часть занятия по экологии
Воспитатель. Если вы действительно хотите оказаться на морском дне и увидеть все тайны, которые там скрываются, то мы начинаем наше погружение.
Дети начинают двигаться под музыку, представляя, будто они находятся под водой. При этом они совершают движения руками, имитируя плавание.
Воспитатель просит детей решить некоторые "подводные задачи". А именно: как они могут дышать на дне моря, что находится вокруг них, какие животные и растения здесь есть и тд.
Воспитатель. А знаете, что всеми морями владеет Нептун. Именно ему принадлежат все рыбы, кораллы и даже водоросли.
Воспитатель. А чтобы вы сказали Нептуну, если он бы оказался рядом с вами? И чтобы он мог ответить вам?
Воспитатель. Посмотрите дети, у нас есть от него письмо.
Воспитатель достает конверт (который был заготовлен заранее, где изображен Нептун со своим трезубцем.
Воспитатель. Нептун попал в беду! Его трезубец утратил всю свою силу. И теперь он не сможет сделать нам подарок. Поэтому морской повелитель очень расстроен. Но мы можем снова вернуть его трезубцу магическую силу.
Но для этого необходимо отгадать сложные морские загадки.
Вдруг со дна гора всплыла,
К верху лодку подняла.
Это так слегка шалит,
Великан огромный. (кит)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки лишь одни и пузо.
А зовут ее? (Медуза)
Ползет паук:
Если звездочка устала,
Нет сиянья, нету жара,
И она живет на дне,
На огромной глубине. (Морская звезда)
На лошадку так похожа,
Проживает в море тоже.
Вот вам рыба! Скок по скок —
Это ведь морской. (конек)
Что за шар плывет с шипами,
Машет лихо плавниками?
Его в руки не возьмешь.
Перед вами —. (рыба-еж)
У них скручены стволы,
Нет у них во век листвы,
Лишь одно цветы стоят —
Яркий известковый сад. (Кораллы)
Воспитатель. Вы молодцы! теперь трезубец вновь стал волшебным. А значит, мы с вами можем погрузиться на самое дно Черного моря. Кстати, оно является одним из самых теплых в нашей стране.
Под музыку дети, закрыв глаза, попадают в подводный мир. И здесь перед ними сразу же появляется актиния (картинки с ее изображением).
Воспитатель. Как красиво! А как вы считаете, что это может быть такое? (показывает актинию).
Воспитатель. Дети, а это растение ли животное? (дети высказывают свои версии). Если это цветок, то почему он не имеет листьев и стебля. А если рыба, то почему у нее нет плавников и хвоста? Тогда что же это, если не водоросль и не рыба?
Воспитатель. Это действительно не животное, не водоросль и даже не рыба. Актиния сочетает в себе признаки различных живых организмов. Она постоянно находится на одном месте, как цветок. Но когда к актинии приближается стая шустрых рыб, то она нападает на них, словно самый настоящий хищник. Стоит только зазевавшемуся мальку приблизиться к актинии, как его сразу же хватают ядовитые щупальца, и бедная рыбешка становится ее завтраком или обедом.
В ходе рассказа об актинии воспитатель демонстрирует модель этого морского существа и прототип маленькой рыбки, которая как раз и служит хищнице кормом. А также, воспитатель рассказывает детям, где у актинии находится рот и органы чувств.
Игра «Актиния»
Воспитатель предлагает детям сыграть в актинию. В ходе игры одна группа детей превращается в этого глубинного хищника.
Воспитатель. Теперь вы - это актиния. Станьте в круг и пусть ваши руки будут огромными щупальцами. А центр круга - это рот, куда попадают маленькие рыбешки. В роли рыбешек будут остальные дети.
В ходе данной игры, актиния должна ловить свою добычу, цель которой - это пройти как можно ближе к щупальцам, но не быть пойманной и увлеченной в круг. Чтобы игра была более реальной можно воссоздать морское дно с помощью водорослей и ракушек.
В завершении игры воспитатель должен последовать примеру актинии и поймать одну "рыбку".
-Вот и я себе поймала рыбку! А каких рыб знаете вы, ребята? И почему рыбы так не похожи на животных и растений?
-А как вы считаете, где лучше жить на суше или в воде? И почему?
- А теперь нам снова пора обратно на землю. Давайте возьмем нашу актинию с собой.
Сможет ли актиния остаться на суше? (дети отвечают)
Во время беседы дети приходят к выводу, что каждое существо должно находиться в привычной ему среде обитания. А значит, актинии лучше оставаться на дне моря. Но при этом всегда можно сделать фото морского дна или изготовить модель актинии своими руками.
Дети проделывают творческую работу
Детям дается возможность при помощи рисования и аппликации изготовить собственный фрагмент дна моря. После этого работы юных исследователей объединяются, и получается одна большая фотография морских глубин.
Итог занятия
Воспитатель: "Дети, вы видите, что по морю плывет мусор? Как вы думаете, откуда он взялся?"
Воспитатель: "От загрязнения моря могут погибнуть его обитатели. Как вы считаете, как сделать морские просторы более чистыми?"
Воспитатель: "Люди делают многое, чтобы очистить море. Сегодня есть специальные корабли, которые собирают мусор или разлившуюся нефть. Мы - это часть природы. Ведь именно от природы мы получаем красоту, здоровье и силу. И чтобы нам не было плохо, мы должны охранять окружающую среду и поддерживать с ней дружеские отношения".
Звучит музыка и дети "производят всплытие".
Воспитатель. Что вам понравилось в нашем погружении? Что нового вы узнали о жителях морских глубин?
Воспитатель: "В завершении нашего долгого путешествия я прочту вам одно стихотворение".
А. Пушкин
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.