Лидия Доценко
В помощь воспитателям.
▼ Скачать + Заказать документы
Решение проблемных ситуаций
в воспитании культуры поведения дошкольников
Формировать у ребенка воспитанность и культуру поведения необходимо начинать с первых лет жизни. В успешном решении этой задачи огромная роль отводится родителям, - быть примером для ребенка. Родители не должны забывать, что малыш постоянно смотрит на них, бессознательно, а потом вполне осознано перенимая манеру родителей говорить, ходить, работать, относится к вещам, событиям, к разным людям.
Публикация «В помощь воспитателям,» размещена в разделах
Значительная роль также отводится и педагогу. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские, товарищеские отношения с детьми, простота в общении, душевность, готовность прийти на помощь – всеми этими качествами должен быть наделен человек, воспитывающий детей.
Наблюдая за детьми группы, следует, составить таблицу, в которой отметить уровень культуры поведения каждого ребенка. Станет ясно, с какими детьми и над чем именно надо работать. Многие ребята здороваются и прощаются лишь по напоминанию родителей. Некоторые приходят в группу с криком и ревом. А есть и такие, которые не любят убирать игрушки на место, неприветливы, недружелюбны. Задача, которую ставит перед собой педагог, конечно не может быть решена без помощи семьи. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно. Нужно познакомить мам и пап с поставленными задачами и предложить решить их вместе.
Итак, какие приемы и методы должны быть использованы в работе? Во-первых, личный пример. Не дожидаться, пока ребенок поздоровается, первой поздороваться педагогу, найти, о чем спросить, о чем поговорить. Обратиться к игровым приемам. Например, Ваня, зайдя в группу, сразу направился к игрушкам. Можно сказать ему: «Ой, Ваня, ты что-то потерял или забыл дома». Дети заинтересуются и подойдут поближе. – «Ну тогда, наверное, это слово за дверью спряталось. Иди, Ваня, найди его». Мальчик, конечно, догадывается, что это за слово, весело бежит в раздевалку, возвращается и здоровается. В результате у многих ребят вырабатывается привычка подойти, поздороваться, поделиться с воспитателем новостями.
В разработке и выполнении различных правил поведения очень помогают игрушки-гости (мишки, куклы, Петрушка). Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, нужно обратиться к наглядным действиям. Например, предложить некоторым ребятам всем вместе войти в двери. Остальные наблюдали, и им, конечно, было смешно, они видели, что таким образом ничего не получится. После этого показать или попросить кого-либо из детей показать, как нужно правильно входить, пропуская друг друга. Постоянно проверять, как дети усвоили те или иные правила. Например, уронить предмет и сделать вид, что не заметили. Вначале немногие догадываются, что надо поднять и подать воспитателю. Постепенно уже все будут знать что надо сделать и сказать: «Возьмите, пожалуйста, вы уронили». Чтобы научить детей убирать игрушки на место, нужно провести экскурсию по группе. Рассмотреть, где какие игры лежат, какой порядок в гараже и домике. Но и после этого некоторые дети оставляют игрушки там, где играли. Проведите эксперимент. После уборки в группе спрячьте вымытые куклы и машины. Придут ребята на другой день, спросят где игрушки, можно шутливым голосом сказать: «Вы их не обижали? Вы их убирали на место? Ну тогда они обязательно вернутся.
Очень важной задачей является воспитание уважения к окружающим взрослым (родителям, педагогам, няням). Для ее решения можно использовать разные методы: занятия «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка», «Мама – самое дорогое слово на свете», беседу «Доставляй людям радость добрыми делами», чтение художественной литературы, например рассказов В. Осеевой «Просто старушка», Е. Благининой «Вот какая мама» с последующим обсуждением поступков героев. Готовить подарки к праздникам родителям. Каждый раз подчеркивать: «Вот мама (папа) обрадуется». Беседовать с детьми об их родителях, о том, где они работают, что делают, как, наверное, устают на работе. И ребята проникнутся сочувствием, будут готовы помогать своим мамам, папам.
Очень хорошее качество – умение ценить и уважать труд другого. Нужно постараться привить его детям. Например, ребята идут на прогулку. На площадке обратить их внимание на чистые стены, ступеньки. Спросить ребят, кто же это все моет, легко ли няне это все мыть. А что можно сделать, чтобы облегчить ее труд.
Самым трудным в работе считается воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Практика показала, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей неискренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят (знают, что понесут наказание, а когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты. Можно ли обойтись без наказаний? Можно, если велика сила слова и сила примера. Хороший пример – серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Надо воспитывать собственной воспитанностью. Большое внимание надо уделять показу образцов культурного поведения в различных ситуациях (например, провести игру-занятие «Почему игрушки не захотели играть с Мишуткой?»). Такой прием давал возможность своевременно предупреждать конфликты, закреплять положительное во взаимоотношениях детей. Очень важно вовремя показать или объяснить ребенку способ правильного поведения. Например, Саше нужно пройти в умывальную комнату, а на его пути Ваня играет с машиной. Саша молча толкает Ваню, настойчиво пробирается вперед. Следует остановить его и сказать: «А я бы попросила Ваню: «Пропусти меня, пожалуйста. Попробуй, Саша, сделать так же». Объяснить детям, что если немного подумать, то можно обойтись без конфликта.
При чтении художественных произведений обязательно обратить внимание детей на отношение автора к драчунам, грубиянам и т. д. (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Особенно заметны отношения между детьми в играх. Например –«Дочки – матери», «Водители». Как уродливо проявляется в игре детей та взрослая жизнь, которую они копируют. Например: Валя грубо кричит:» Дочь, я кому говорю, иди сюда!». Хочется тут же вмешаться: «Мама добрая, ласковая. Маша скажи Вале, как нужно звать дочку».
Помимо собрания на котором говорится о необходимости воспитания культуры поведения у детей, следует провести ряд консультаций: «Поведение – показатель воспитанности», «Воспитание положительных привычек», «Как знакомить детей с нормами поведения».
На собрании не читать родителям утомительных докладов. А беседовать с ними, предложить, например, вопросы: «Как ваш ребенок общается со сверстниками?», «Как ведет себя в общественных местах?», «Не было ли случая, когда вам становилось стыдно за своего ребенка?». Провести практикум «Как бы вы поступили в данной ситуации». Нужно убедить родителей в том, что они ответственны перед государством и обществом за воспитание своих детей.
У П Р А Ж Н Е Н И Я
на закрепление правил культурного поведения.
Младшая группа
Правило «Не бери без спроса игрушки у товарища».
Ситуация «Как Петрушка и Матрешка играли».
Воспитатель разыгрывает ситуацию: Матрешка играет с петушком, поет песни, подбегает Петрушка и вырывает у нее петушка. Матрешка плачет, а Петрушка весело играет с петушком. Воспитатель спрашивает : «Почему Матрешка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите дети исправить ему свою ошибку. Запомните важное правило: «Не бери без спроса игрушку у товарища».
Ситуация «Волшебные слова».
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель спрашивает : «Хотите поиграть с игрушками? Подумайте, с какой игрушкой вам хотелось бы поиграть, но в руки ее не берите. Пусть это будет ваш секрет. А я этот секрет попробую отгадать. Сейчас раздам игрушки, а вы сидите тихо, молчите, не выдавайте свой секрет. Оля, какую я дала тебе игрушку? Не отгадала я твой секрет? А какую игрушку ты хотела взять? Что нужно сделать чтобы эта игрушка была у тебя? Оля, попроси ее у Вали. Молодец, Оля. Ты попросила вежливо, ласково смотрела на Васю, когда просила, поблагодарила. Вася тоже поступил хорошо: он поделился игрушкой с девочкой. В заключении воспитатель обращается к детям : «Вы сейчас говорили друг другу волшебные слова. Поступайте так всегда и помните правило: «Не бери без спроса игрушку у товарища.
Средняя группа
Правило «Играть нужно дружно».
1. Наблюдение за играми детей, их анализ. Организуя игры, воспитатель учит детей делиться игрушками, вежливо просить их друг у друга, благодарить, дает оценку действия детей: «Сегодня вы играли дружно, вежливо просили игрушки друг у друга. Хорошо сказала Ира: «Дай мне пожалуйста, куклу, Наташа». И спасибо не забыла сказать».
А как дружно играли в шоферов Юра и Саша! Вместе построили мост, а потом договорились, кто поедет первым. Поступили как настоящие шоферы. В игре есть такое правило: «Играть нужно дружно».
2. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». Воспитатель читает рассказ, а затем спрашивает: «Отчего детям скучно?» Обобщает ответы ребят: «Брат и сестра помирились, наверное, догадались, что играть надо дружно». В нашей «Книге добрых правил» есть правило о дружной игре. Послушайте его». Дети повторяют правило.
Старшая группа
Правило «Разговаривай вежливо, приветливо с товарищами».
1. Воспитатель называет правило, напоминает о том, что дети знали это правило раньше, и советует не забыть о нем. Предлагает запомнить пословицу: «Ласковое слово не трудно молвить».
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Девочка с куклой». Педагог читает рассказ и задает вопросы: «Почему лейтенант одобрительно похлопал по плечу мальчика? Что он сказал при этом?» Зачитывает еще раз отрывок из рассказа и спрашивает: «Кому еще Юра уступил место в автобусе? Как он вел себя при этом?» После беседы обобщает ответы детей: «Вы все должны быть вежливыми, а мальчики должны быть внимательными к девочкам, ведь вы будущие мужчины. Как вы можете выразить свое внимание к девочке? Уступить место, пропустить ее вперед, заступиться за нее – это долг мужчины.
Подготовительная группа
Правило «В нашей группе все дружны».
1. Индивидуальные (или групповые, с небольшим количеством детей) беседы, упражнения на тему «Если кто-то не знает, как поступить, научи его». Использование пословиц: «Чтобы у тебя были друзья, ты сам должен уметь дружить», «Дружба заботой да подмогой крепка», «Жизнь дана на добрые дела".
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища». Перед чтением вступительная беседа: «Дети, я часто приводила вам пословицу: «Дружба заботой да подмогой крепка». Сегодня мы продолжаем разговор о настоящей дружбе. В «Книге добрых правил» есть правило «В нашей группе все дружны». А если дружны – значит настоящие друзья, товарищи. Послушайте рассказ «Три товарища» и скажите, кто из этих мальчиков был настоящим товарищем». В ходе беседы педагог задает вопросы: «Чем занимались дети во время перемены? Почему Витя не ел? Что посоветовал Вите Миша? Что сделал Володя? Кто оказался настоящим товарищем? С кем из этих мальчиков вы бы хотели дружить?» Воспитатель еще раз повторяет правило «В нашей группе все дружны».
3. Беседа о дружбе и товариществе. Вопросы к детям: «Что такое дружба? Кого мы называем другом? Для чего человеку нужен надежный друг? Почему в народной пословице говорится «Верный друг – самое большое богатство?» Педагог обобщает ответы детей: «Хороший друг – тот, с кем интересно играть, дружить, трудиться. Он всегда заступится за слабого, постарается выручить из беды». Воспитатель предлагает вспомнить рассказы, сказки, в которых говорится о дружбе, о хороших, добрых, верных друзьях. Спрашивает: «Кто из героев сказки «Кот, петух и лиса» оказался хорошим другом? Как должен поступать настоящий друг?» Вместе с педагогом дети вспоминают знакомые пословицы о дружбе: «Чтобы у тебя были друзья, ты должен сам уметь дружить», «Дружба заботой да подмогой крепка», «Жизнь дана на добрые дела». Воспитатель делает вывод : «Помогай товарищу, не жди, когда он у тебя попросит помощи, поделись с товарищем игрушками, книгами, карандашами. Останови его, если он поступает плохо. Эти правила дружбы запомните и постарайтесь выполнять.