Папки-передвижки

В помощь воспитателю логопедической группы

Любовь Шкунова
В помощь воспитателю логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольных образовательных учреждениях, имеющих логопедические группы существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя логопедических групп : совмещение программы коррекционного воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями с основной общеобразовательной программой МДОУ; отсутствие требований к организации деятельности логопеда и воспитателей логопедических групп в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день; сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа; отсутствие четкого деления функций между логопедом и воспитателем логопедической группы; невозможность взаимопосещений деятельности логопеда и воспитателей.

Публикация «В помощь воспитателю логопедической группы» размещена в разделах

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте и появлению в массовых дошкольных учреждениях детей с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедической группы. Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми имеющими речевые нарушения, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед в массовом детском саду должен «встроиться» в общеобразовательный процесс, а не идти с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Чтобы как-то систематизировать данный процесс, решили построить поэтапно данную работу.

Цель нашей работы: взаимодействие учителя логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности.

Задачи.

Организация воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ, включающая диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Построение содержания коррекционно-развивающей деятельности с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи.

Направления работы.

Общеобразовательные

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Обеспечение их интеллектуального и личностного развития.

Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка.

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей.

Коррекционно – развивающие

Исправление речевых и сопутствующих ему речевых нарушений у детей

Взаимосвязь.

Семинары, индивидуальные беседы.

Совместное обследование.

Еженедельные логопедические пятиминутки по индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями.

Консультации.

Открытые занятия, взаимопосещение.

Совместные занятия, досуги, развлечения, праздники.

Формы работы

1) анализ результатов образовательной деятельности по коррекционной работе;

2) подготовка и обсуждение учебно-методических пособий и дидактических материалов по логопедии;

3) проведение открытых логопедических занятий и логопедических часов;

4) подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики проведения диагностики и коррекции речевых нарушений,

5) обсуждение и утверждение календарно-тематического плана;

6) обсуждение методики проведения отдельных видов занятий и содержания дидактических материалов к ним;

7) организация и внедрение новых технологий обучения;

8) разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе;

9) посещения занятий с целью обмена опытом и совершенствования методики проведения логопедических занятий.

10) совместные заседания в целях обмена опытом работы;

11) изучение опыта работы М/О других учебных заведений и обмен опытом этой работы;

12) разработка положений о проведении выставок, конкурсов т. д.

Диагностическая работа

Воспитатель

сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности;

историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания;

проводит диагностику общего развития.

Логопед

проводит комплексное логопедическое обследование детей, результаты которого отображает в «Экранах звукопроизношения»;

знакомит воспитателя с «Листами учета результатов обследования», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп : с нормальным речевым развитием; дефектами звукопроизношения и другими нарушениями речевого развития.

Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели и логопеды планируют деятельность с детьми исходя из основных коррекционных задач, работая совместно:

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей.

Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя.

Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания детей.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности.

Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и повседневной жизни.

Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции логопеда :

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Коррекция звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Устранение недостатков слоговой структуры слова.

Формирование послогового чтения.

Отработка новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи.

Предупреждение нарушений чтения и письма.

Развитие психических функций.

Функции воспитателя

Учет лексической темы при проведении занятий в группе в течении недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой общей моторики.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом (бездефектном) речевом материале.

Документация логопеда (после обследования).

Тетрадь №1 – речевая карта на каждого ребенка.

Тетрадь № 2 – связь работы логопеда и воспитателей.

Тетрадь № 3 – рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий.

Тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждого ребенка.

Тетрадь № 5 – дневник на каждого ребенка, где логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет план работы на год.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

После обследования проводится организационное родительское собрание, логопед обсуждает с воспитателем примерный перечень занятий на неделю.

Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.

Данная работа различна по организации, приемам, по продолжительности, требует различных знаний, умений и навыков.

Логопед - исправляет нарушения речи;

подготовительный этап: в зависимости от характера нарушения вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Этап появления звука: ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи, автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы. Воспитатель - под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

подготовительный этап: по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука: закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука – по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи всех работников детского сада и родителей. Каждому специалисту, работающему с детьми, имеющими речевые нарушения, важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно влечет за собой стойкие нарушения чтения и письма, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Поэтому, понимая важность и необходимость проведения коррекционно-воспитательной работы, наше дошкольное учреждение оказывает необходимую помощь каждому воспитаннику. В основном все выпускники нашего детского сада идут в массовые школы. Хорошая успеваемость в школе наших выпускников, является показателем качества нашей работы.

Публикации по теме:

Родительское собрание в средней группеРодительское собрание в средней группе В нашем детском саду три логопедических группы: две старшие и подготовительная. Детей в них набирают из средних групп. В феврале учитель-логопед.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
В помощь воспитателю логопедической группы
Опубликовано: 30 сентября 2014 в 16:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «В помощь воспитателю логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шкунова (УИ 246010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД