Департамент труда и социальной защиты
В столичных центрах для детей-сирот помогают воспитанникам развивать читательскую грамотность
▼ Скачать + Заказать документы
В столичных центрах для детей-сирот помогают воспитанникам развивать читательскую грамотность
Чтение – важнейший навык, без которого почти невозможна полноценная социализация. Но еще это возможность для практически безграничного развития. Не зря говорят, что книга – маленькое окно, через которое видно огромный мир. В столичных центрах содействия семейному воспитанию большое внимание уделяется развитию у детей читательской грамотности. Рассказываем, как это происходит.
2243370-11
Публикация «В столичных центрах для детей-сирот помогают воспитанникам развивать читательскую грамотность» размещена в разделах
Читательская грамотность – это не только любить книги и уметь читать. Это способность понимать и анализировать, использовать полученные знания и эмоции в жизни. В центрах для детей-сирот педагоги делают акцент именно на развитии этих навыков. «В группе устраиваем так называемые “часы любви к чтению”: знакомимся с творчеством разных писателей, проводим конкурсы, викторины. Вместе выбираем и читаем то или иное произведение, обсуждаем его. Так постепенно формируется мотивация к чтению, понимание разных сфер жизни, улучшается успеваемость в школе», – рассказывает социальный педагог Центра содействия семейному воспитанию «Алые паруса» Юлия Лемко.
В каждой квартире центра есть небольшая библиотека – здесь можно найти книги из школьной программы, народные сказки, произведения отечественных и зарубежных авторов разных жанров. Ребята сами выбирают, что будут читать. «Я недавно первый раз прочитал книгу сам! Это была повесть Григория Остера “Петька-микроб”. Выбрал по картинкам, но, когда стал читать, забавные истории очень понравились», – с гордостью рассказывает воспитанник Кирилл.
Столичные библиотеки в последние годы стали передовыми площадками развития читательской культуры, и практически все центры содействия семейному воспитанию активно используют этот городской ресурс в работе.
«Мы постоянно ходим в библиотеку № 115, где нам всегда рады! Особенно понравились мероприятия “Час мужества”, литературный вечер “На все времена”, посвященный творчеству Пушкина, и викторина “Библиотека – тихий дом души”, – рассказывает Ульяна, воспитанница Центра имени Ю. В. Никулина.
Интерес никулинцев к чтению – результат большой работы педагогов, логопедов и воспитателей, которые постоянно придумывают новые формы вовлечения детей в мир литературы. «Ребята очень разные и по возрасту, и по темпераменту. Чтобы объединить их для работы над прочитанным текстом, использую кукольный театр. Для инсценировки подбираю такое произведение, чтобы каждый получил “роль”. Проживая текст, воспитанники лучше его понимают», – делится своим опытом развития читательской грамотности воспитатель Центра имени Ю. В. Никулина Галина Алексеева.
Центр «Спутник» уже много лет дружит с библиотекой № 16 – отделом Культурного центра милосердия и толерантности имени Ф. П. Гааза. Результатом сотрудничества стало множество совместных проектов: тематические мероприятия, лектории, неформальные встречи. «Для ребят библиотека – привычное место досуга», – рассказывает социальный педагог «Спутника» Елена Лафуткина. –«Порой дети не хотят уходить. Видя это стремление наших воспитанников, сотрудники библиотек придумывают все новые и новые формы взаимодействия: мастер-классы по прикладному творчеству, просмотры кино и мультфильмов с последующим обсуждением, сравнением с литературным первоисточником и многое другое».
С особым интересом юные книгочеи посещают встречи с писателями и поэтами – авторами любимых произведений. «Стихотворение “Леталка” Андрея Усачева люблю с самого детства» , – рассказывает воспитанница «Спутника» Полина. – «Было очень интересно познакомиться с тем, кто его написал. Автор оказался добрым и веселым – таким же, как и его стихи».
Воспитанники «Радуги» тоже часто бывают в городских библиотеках. Сотрудник центра для детей-сирот Татьяна Гусева всегда рада помочь и подобрать книгу, подходящую по возрасту, интересам и жизненной ситуации. «Наши дети – неоднократные победители городских конкурсов чтецов и литературных фестивалей. В свободное время посещают студию творческого слова “Эхо”, где учатся доброму и трепетному отношению к литературе», – говорит она.
Еще одна традиция «Радуги» – поэтические вечера. «Для педагогов это возможность познакомить воспитанников с удивительным миром поэзии, для ребят – шанс раскрыть таланты. Мероприятия нередко проходят в формате конкурса чтецов, что помогает формировать ораторские способности. А иногда собираемся вместе в литературной гостиной, где за чашкой чая обсуждаем творчество популярных авторов», – делится педагог-литератор Центра «Радуга» Алла Шестакова.
На заметку:
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.