Получи документы

Валеологическая беседа-рассуждение «Чудо-нос» для детей подготовительной к школе группы

Елена Каменских
Валеологическая беседа-рассуждение «Чудо-нос» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:закрепление и расширение знания о роли носа в жизни человека и животных.

Задачи:

1. Сформировать у детей анатомо – физиологические представления о строении носа.

2. Углубить и закрепить представления об отличии носа человека от носа животных.

3. Развивать обонятельное восприятие.

4. Продолжать учить детей рассуждать, делать умозаключения.

5. Развивать диалогическую и монологическую речь.

6. Воспитывать осознание важности познания своего организма.

Образовательные области: "Здоровье", "Коммуникация". "Познание", "Кругозор".

Публикация «Валеологическая беседа-рассуждение „Чудо-нос“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Оборудование: таблица «Строение носа», небольшие подносы, закрытые марлей (салфеткой, с различными пахучими веществами.

Ход беседы

Загадка: «Есть у всех он у людей, даже есть у кораблей?» (Нос.)

Я задам вам всем вопрос:

Для чего нам нужен нос?

(Э. Мошковская)

Дети отвечают.

С носом одни неприятности. Посудите сами!

Если с горки упадёшь.

Нос себе ты разобьёшь.

Хочешь знать, пришёл кто к маме –

Дверью нос тебе прижали!

И сказали: «Твой – то нос,

Чтоб знать всё, не дорос!».

И останешься ты с носом,

Будешь нос свой утирать.

Ну, а он начнёт чихать!

А дышать мы ртом можем? Так? А вот и не так. Нос наш важен так же, как другие органы. И дышать нужно носом, а не ртом. Почему нужно дышать только носом? (Рассуждения детей)

Задание: найдите и покажите ноздри, крылья и кончик носа, переносицу.

Как устроен наш нос? Как выглядит нос изнутри?

Рассказ педагога. Дети рассматривают таблицу «Строение носа».

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которых покрытые волосками. Вы и сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в лёгкие он попадает уже тёплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и наш нос очищается.

А ещё нос сообщает мозгу о неприятном для дыхания воздухе. При ощущении неприятного запаха мы стараемся дышать реже

Угадайте ещё одну загадку:

«Через нос походит внутрь и обратно держит путь, он невидимый и всё же без него мы жить не можем?».(Воздух.)

Все живые существа на планете дышат воздухом. Воздух – газ, состоящий из смеси других газов (кислорода, водорода, азота, гелия и т. д.).

Отчего загрязняется воздух? Чистый воздух и загрязнённый – в чём их отличие? (Рассуждения детей)

Очистительное дыхание.

И. п. – стоя. Глубоко вдохните носом. Прямые руки поднимите над головой, ладони можно соединить. Сделайте полный выдох (вдвое длиннее вдоха) через рот с произнесением «ха», при этом резко наклониться вперед и опустить руки. Движение напоминает рубку дров. Детям нужно сказать, что при выдохе они выбрасывают из себя недомогание, усталость, болезни.

И. п. – стоя. Поднять руки вверх, представить, что при вдохе через ладони в тело входят лучи солнца. При выдохе туловище наклонить вперед, представить, что болезни покидают тело, оставляя внутри золотой свет солнца.

И. п. – стоя. Сделали глубокий вдох через нос. Представили, что пропустили воздух через грудную клетку в солнечное сплетение. Выдох через рот за три раза со звуковым сопровождением (с,з,ж).

Какие бывают носы у людей? (Ответы детей)

Когда люди так говорят: не вещай нос, заруби на носу, не суй свой нос. (Рассуждения детей, пояснение педагога.)

У всех людей, у всех зверей имеются носы.

Носы важны, носы нужны не только для красы.

И не вздохнуть и не чихнуть без носа нам нельзя.

Скажу вам и носы не зря придуманы, друзья!

(З. Петров)

Послушайте, ребята, какую историю я вам расскажу. Пошли как – то раз дети в гости к деду – леснику. Пошли и заблудились. Встретили они зайца и попросили показать дорожку к дедушке в сторожку.

- В сторожку? – переспросил заяц. Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Потом – заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой. Вы обскочите запах слева или справа. Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него. Это дедушка – лесник самовар ставит.

Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки? Почему?

Дети отвечают.

Наверное, не смогли бы. Ведь наш нос не такой чувствительный, как у животных. Кошка, собака и лощадь узнают запах человека до того, как он приближается. Оленя и кролика выручает острый нюх. Почувствовав запах хищника, они успевают убежать или спрятаться. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, птицы – очень слабо, а дельфины совсем не различают запахи.

Носом – хоботом слон пользуется, как рукой.

Пеликан пользуется клювом, как мешком для хранения рыбы.

Нос утконоса, редкого австралийского животного, похож нп нос утки.

Нос комара тоже своего рода хобот. Им комар протыкает кожу и через него высасывает кровь.

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки,

На полянке – землянику,

В грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Что чеснок и лук подрос.

(Ю. Прокопович)

А помогает в этом человеку обоняние – способность различать запахи.

Игра «Узнай по запаху»

На подносах, закрытых марлей (салфетками, лежат жевательная резинка, долька яблока, чеснок, духи, туалетное мыло, ваниль и т. д. Предложить угадать по запаху, что на подносе. После ответов с детьми уточнить: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вздохов подряд.

Человек может различать около 400 запахов.

Человек может различать около 400 запахов.

Почему у человека иногда бывает насморк? (Ответы детей)

Для чего нужен носовой платок и почему его надо часто менять? (Ответы детей.)

А какие способы лечения простуды вы знаете? (Ответы детей)

Пояснения педагога

Нужно одеваться по погоде. Главное, чтобы ноги были в тепле. Ещё древние греки говорили: «Держи голову в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле». Промочил ноги – схватил насморк. Можно попарить ноги в тазике с горячей водой, в которую можно добавить горчицы. Затем ноги надо вытереть сухо – насухо и надеть шерстяные носки. И ещё надо много пить горячего чая с мёдом и малиной, тёплого морлока. А если чихаете, обязательно прикрывайте нос платком, чтобы не заражать своими микробами всех, кто находится рядом.

Не засовывайте в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т. п., а если иногда простужаетесь, то никогда не сморкайтесь сильно и не втягивайте в себя слизь, чтобы не заболело ухо, всегда пользуйтесь только своим носовым платком.

И на прощание хочу дать вам такой совет.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

Чтобы сон когда придёт,

Тихо спать, закрывши рот.

Ещё можно пожелать

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

(Ю. Прокопович)

Использованная литература:

1. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2004,

2. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт. -сост. Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2006.

3. «Росточки». Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2 – 10 лет/Автор – составитель Н. Ю. Баландина – Пермь: Изд – во ПОИКПРО, 2000.

Составитель материала: Каменских Елена Викторовна,учитель – логопед МБДОУ д/с "Теремок", пгт, Уральский, Пермский край.

Дата проведения:16. 10. 12.

Публикации по теме:

Мимическая зарядкаМимическая зарядка МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. Здесь живёт Хмурилка (массаж точки на лбу между бровями). Здесь живёт Дразнилка (массаж точки на крыльях носа) Здесь.

Профилактика ОРЗ для детейПрофилактика ОРЗ для детей Массаж биологически активных точек «Снеговик» (профилактика ОРЗ) Раз – рука, два – рука. Вытягивают вперёд поочерёдно руки. Лепим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Валеологическая беседа-рассуждение «Чудо-нос» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 8 мая 2013 в 19:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Валеологическая беседа-рассуждение «Чудо-нос» для детей подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Каменских (УИ 102308) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД