МААМ-картинки

Статья «Вариативные формы доступного качественного образования в условиях ФГОС ДО

Ольга Молчанова
Статья «Вариативные формы доступного качественного образования в условиях ФГОС ДО

Уже долгое время остается актуальной проблема сохранения и усовершенствования единственного образовательного пространства. Родители и работники ДОУ несут огромную ответственность за качество образования и постоянно возрастающие требования к нему. Самое значительное влияние на развитие малыша дошкольного возраста оказывают его родители. При недостаточной или плохой осведомленности, родители не могут обеспечить малышу условия, развивающие личность. Важным моментом является разъяснение родителям всей ценности и значимости раннего детства. Дошкольная образовательная организация не предоставляет возможности работы со всеми без исключения детьми, и вариативные формы дошкольного образования остаются на сегодня альтернативой для организации детей, не посещающих детский сад. Новые формы дошкольного образования отличаются многими показателями. Например, временем пребывания ребенка в садике, объемом и направлением услуг образования, изменением организации предметов окружающей среды и образовательным процессом.

Публикация «Статья „Вариативные формы доступного качественного образования в условиях ФГОС до“» размещена в разделах

Другими словами, в воспитании могут использоваться любые вариативные формы дошкольного образования, которые смогут обеспечить ребенка всеми необходимыми знаниями. ФГОС ДО дает возможность свободно решать вопрос реализации вариативных форм ДО (разде3., п. 3.1., п/п 4).

В МБДОУ Баргузинский детский сад «Соболенок» на протяжении трех лет функционирует группа кратковременного пребывания («Адаптационная группа») детей от 1 года до 3 лет, цель которой является обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ.

Группы кратковременного пребывания (ГКП)вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

Сокращенное по времени пребывание в ДОО и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера. Ежедневная возможность общения с родителями по волнующим вопросам, а также проведение групповых консультаций, как воспитателей, так и учителя-логопеда, музыкального руководителя, медицинского работника по единой тематике позволяют решать вопросы развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями.

Для регламентации деятельности группы в детском саду нами были разработаны специальные локальные акты: положение о группе кратковременного пребывания; договор между МБДОУ Баргузинский д/с «Соболенок» и родителями (законными представителями); приказ на открытие группы кратковременного пребывания в МБДОУ; должностные инструкции сотрудников (воспитателя); режим работы группы; определение индивидуального маршрута развития; документация группы (планы работы, сведения о детях, о родителях, журнал посещаемости, диагностика).

В работе педагога ГКП предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире. Родители, наблюдая работу специалистов, обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими детьми. Следует отметить еще один положительный факт, это предварительное знакомство не только детей, но и родителей, что также не маловажно для комфортного сосуществования в коллективе будущей группы общеобразовательного вида.

Работа ГКП подразумевает использование следующих принципов:

1. Системность профилактических и развивающих задач, позволяющая ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей, требующая учета ближайшего прогноза развития и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи нашей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционной (например если есть отклонение в речи, профилактического, развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Деятельностный принцип, в основу которого положена идея об основополагающей деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л. С. Выготским. Данный принцип означает, что генеральным способом развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

3. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка, соответствие психического и личностного хода его развития нормативному.

4. Комплексность методов психологического воздействия – принцип, позволяющий говорить о необходимости использования, как в обучении, так и в воспитании детей посещающих ГКП.

5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с детьми.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направление развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей и воспитывающей деятельности.

Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы. Реализация данной системы возможна только в форме организованной деятельности, и такой деятельностью является игровое мероприятие (занятие).

Для успешной деятельности с малышами ГКП, необходимо создание благоприятных условий, к которым относится следующие:

- эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка ощущение комфорта и благополучия;

- подгрупповая и индивидуальная форма работы;

- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;

- установка на успешность для детей и родителей (чтобы был виден конечный результат).

Приемы и методы, используемые в работе:

- метод практического задания;

-игра;

- наглядные и словесные методы;

- наблюдение, собеседование, тестирование;

- анализ результатов деятельности;

- учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально – положительный настрой.

Работа с детьми ГКП ведется по разработанному тематическому плану, представленному с октября по май, распределённого по неделям, каждая неделя раскрывает определенную лексическую тему из двух игровых мероприятий. Малыши данной группы в силу возрастных особенностей очень хорошо реагируют на музыкальное сопровождение всех видов деятельности, поэтому ежедневно воспитатель группы строит свою работу совместно с музыкальным руководителем. В работе постоянно используются технические средства, мультимедийное оборудование.

Таким образом, организация группы кратковременного пребывания для младших дошкольников в МБДОУ Баргузинский д/с «Соболенок», дает возможность детям, не посещающим ДОУ, пройти «начальную» социализацию в среде сверстников и благополучно адаптироваться к началу посещения детского сада полного дня пребывания.

Публикации по теме:

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС «Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС» Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания и развития.

Доклад «Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях» Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС Один из важнейших этапов в жизни ребёнка – дошкольный возраст, период становления личности. Формируется ответственность и способность ребёнка.

Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время, в связи с введением ФГОС, перед педагогами встаёт вопрос об использовании инновационных форм взаимодействия ДО с семьёй.

Консультация «Новые формы работы с родителями в условиях перехода МБДОУ к ФГОС» Консультация на тему: "Новые формы работы с родителями в условиях перехода МБДОУ к ФГОС" В настоящее время в условиях перехода МБДОУ к.

Приоритетные направления работы ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Ведение.

Семинар для воспитателей «Формы и методы взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС» ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС 1 слайд. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных.

Современные формы взаимодействия с семьей как условие внедрения ФГОС дошкольного образования В связи с переходом работы дошкольных учреждений по ФГОС, настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Вариативные формы дошкольного образования с использованием интерактивных технологий Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Они активно применяются в системе школьного.

Консультация для воспитателей «Включение инновационных разработок в вариативные формы дошкольного образования» На базе МБДОУ № 1 г. Армавир, на основании приказа Управления образования администрации муниципального образования город Армавир № 1081.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Вариативные формы доступного качественного образования в условиях ФГОС ДО
Опубликовано: 5 октября 2015 в 16:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД