Виктория Кобзева
Виды гимнастики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Виды гимнастик применяемых в ДОУ
От физического развития детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит их здоровье и даже в какой-то степени умственные способности. Среди видов спорта, рекомендуемых маленькому ребенку, одно из первых мест занимает детская гимнастика.
Публикация «Виды гимнастики в ДОУ» размещена в разделах
Гимнастика представляет собой систему специально подобранных физических упражнений, выполнение которых способствует гармоничному развитию всех групп мышц и общему укреплению здоровья. Регулярные занятия этим видом спорта приносят большую пользу.
В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики : общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др., гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др., прикладная или лечебная.
Основная гимнастика
Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно -сосудистой, дыхательной, эндокринной).
В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении, общеразвивающие и основные движения. Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.
Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом Движений, особенностями исходных положений.
Гимнастические упражнения могут быть: а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого-либо положения тела и его позы). Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т. е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).
Гигиеническая гимнастика
Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем.
Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных
групп детей.
Художественная гимнастика
Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.
Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т. д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.
В художественной гимнастике широко используется художественное движение — система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной
деятельности.
К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.
Особого внимания педагога требует выполнение упражнений на растяжку и кувырков. Ряд исследователей подчеркивают необходимость осторожного подхода педагогов к обучению ребенка кувыркам (М. Н. Поняев, О. Сытель и др.). Многие специалисты в области физического воспитания ребенка рекомендуют в целях охраны позвоночника, особенно шейных его отделов, надевать ребенку шейный воротник (Т. Доман, Д. Доман, Б. Хаги и др.) или стелить мягкий коврик (И. Борисова).
В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем). К акробатическим видам упражнений относятся упражнения типа: «Стрекоза», «Самолетик», «Ласточка», «Рыбка», «Окошко» и др.
Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.
Прикладная гимнастика
К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.
Одним из видов гимнастики является гимнастика пробуждения. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.
Главное правило исключить резкие движения. Которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика - веселое, увлекательное занятие. Пальчиковая гимнастика развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка, как бы подготавливают почву для последующего развития речи. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. И у нас с малолетства учили детей играть в "Ладушки", "Сороку – Белобоку", "Козу рогатую". Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковой гимнастике можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данной гимнастики состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика – хороший помощник для того, чтобы подготовить руку к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развилась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Корригирующая гимнастика
Корригирующая гимнастика в последнее время начала использоваться в дошкольных учреждениях, как форма реабилитации детей 1,5 – 7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.
Причины, определившие внедрение корригирующей гимнастики в дошкольные учреждения многообразны: резкое ухудшение здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка; занятость родителей.
В детских садах есть необходимые условия для своевременной профилактики и реабилитации (режим дня, материально – техническая база, кадры).
Общие задачи корригирующей гимнастики :
• Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению позвоночника.
• Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
• Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.
Главное средство корригирующей гимнастики - физические упражнения. Известно много классификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степени активности, по характеру двигательных действий и т. д. В дошкольной практике наиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметов и игры.
Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функции организма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки.
Таким образом, предотвратить нарушения осанки возможно через систему профилактических и лечебных мероприятий в ДОУ и в домашних условиях.
Гимнастика для глаз
В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Как часто мы не осознаём важность того, что имеем. Мы дышим воздухом и не задумываемся, что, если его вдруг не станет. Не последним в череде необходимых «характеристик» здоровья является нормальное зрение. Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза. А ведь именно через глаза мы получаем 70% информации: мы видим природу, ориентируемся в лабиринтах городов, ездим на транспорте. Глаз очень похож на фотоаппарат, где роль пружинок выполняют мышцы: ослабли пружинки – ослабло зрение. Поэтому мышцам глаз, как и любым другим мышцам нужна гимнастика, которая и тренирует, и снимает напряжение. Для поддержания достойного уровня зрения в нашем детском саду используются: соблюдение светового режима, правильное рассаживание на занятиях, специальная гимнастика для глаз.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика - это комплекс специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
Известно, что дыхательная гимнастика :
повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
предупреждает застойные явления в лёгких и способствует нормализации физиологического дыхания через нос;
укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
способствует уравновешиванию нервных процессов.
Дыхательная гимнастика обладает преимуществами:
Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание - особенно.
Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.
Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.
Гимнастика доступна всем людям.
Для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной одежды (спортивный формы, обуви и т. д., помещения и т. п)
Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.
Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.
Гимнастика показана и взрослым, и детям.
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях, Дыхательную гимнастику можно выполнять как в покое, так и при ходьбе.
Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности.
Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения, перестроения, размыкания и смыкания) используют для обучения ходьбе, бегу, воспитания правильной осанки, организации занимающихся и их коллективных действий. Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, подготовке занимающегося к более сложным двигательным действиям. Прикладные упражнения (ходьба и бег, метание, лазание, упражнения в равновесии, преодолевании препятствий, переползании, поднимании и переноски груза и др.) формируют необходимые навыки. Вольные упражнения развивают и совершенствуют координационные способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья, перекладина) развивают силу, ловкость и высокую координацию движений. Прыжки опорные и простые тренируют органы дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др. В России развивается основная гимнастика (включая гигиеническую и атлетическую, прикладные виды гимнастики (производственная гимнастика, профессионально-прикладная, спортивно-прикладная и др., спортивная гимнастика, художественная гимнастика и др.