Татьяна петрухина
Виды лепки. Задачи, содержание и методика обучения детей лепке в разных возрастных группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Виды лепки. Задачи, содержание и методика обучения детей лепке в разных возрастных группах детского сада.
Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов.
Публикация «Виды лепки, Задачи, содержание и методика обучения детей лепке в разных возрастных группах детского сада» размещена в разделах
Задачи лепки :
- воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям;
- развивать интерес к этому виду деятельности, расширять кругозор;
- способствовать формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений;
- воспитывать художественный вкус;
- формировать умение наблюдать, выделять главное, характерное, воспитывать усидчивость;
- развивать трудовые умения и навыки ребёнка;
- развивать мелкую моторику руки.
Виды лепки
1. По содержанию (предметная лепка - лепка конкретных предметов, при этом следует уделять внимание характерным признакам и свойствам предметов; сюжетная лепка - отображение сюжета из двух или нескольких взаимосвязанных фигур; декоративная лепка – лепка по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; лепка по замыслу – ребёнок сам задумывает тему лепки, опираясь на свои умения и навыки).
Предметная лепка доступна уже с раннего возраста. Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.
2. По характеру (реалистичная лепка - лепка реальных предметов и объектов; стилизованная лепка – схожа с декоративной, так как связана с обобщением формы до уровня стилизации; абстрактная лепка – создание абстрактных образов (характерна для детей раннего возраста).
3. По форме пластического образа (объемная лепка - трехмерная поделка; рельефная лепка - объемное лепное изображение на плоскости).
В лепке нет строгих правил, но можно выделить следующие основные способы лепки :
Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных частей.
Пластический (скульптурный) способ - лепка из целого куска.
Комбинированный – объединяет конструктивный и пластический.
Кольцевой способ – заключается в выполнении тонких валиков. Они объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Этим способом выполняется различной формы посуда.
Если говорить о приёмах лепки, то обучение начинается уже с раннего возраста. Это сминание, отщипывание, прижимание, скатывание, раскатывание, соединение, сплющивание, прищипывание, вытягивание, оттягивание. Со средней группы добавляется такие приёмы как примазывание и заглаживание (сглаживание) - применяется для сглаживания изгибов, исправления недочётов в работе и выполняется кончиками пальцев или стеками.
Помимо традиционных техник существуют и нетрадиционные техники лепки. Они способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и индивидуальности каждого ребенка.
Тестопластика – лепка из соленого теста. Изделия, выполненные из соленого теста, не только приносят радость взрослым и детям, но и могут стать украшением жилища или хорошим подарком для родных и близких.
Пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.
Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются полуобъемные.
В детском саду лепка проводится в форме занятий.
Структура занятия по лепке :
1)Организационный момент.
Создание интереса и эмоционального настроя, раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация.
2)Основная часть или познавательная. Показ и анализ изображаемого (натуры, образца); беседа; художественное слово.
3)Практическая часть. Конкретные указания к выполнению работы, активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения. Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения.
4)Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель при этом оказывает помощь в форме наводящих вопросов, советов.
5) Заключительная часть занятия. Просмотр и оценка детских работ.