Галина Милаева
Викторина к Дню родного языка в подготовительной группе «Знатоки родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать атмосферу праздника, закрепить и пополнить знания детей о родном языке.
Воспитатель: Сл. 1. Шумбратадо, эйкакшт. Шумбратадо, паро ломанть. Здравствуйте. Я думаю вы догадались, по какому поводу мы здесь собрались.
- Что это (глобус) Сл. 2
- А что такое глобус? (маленькая модель земного шара)
Воспитатель: Глобус окрашен разными цветами.
Публикация «Викторина к Дню родного языка в подготовительной группе „Знатоки родного языка“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- День родного языка. 21 февраля
- Подготовительная группа
- Темочки
- Дети, а какой цвет что означает? (голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни). На глобусе мы можем увидеть все страны. Их мы можем увидеть и на карте мира. Какие страны?Сл. 3
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
(Показ карты России)Сл. 4
Воспитатель: - Ребята, а как называется наша страна? (Россия). По-
другому Россию можно назвать Родиной, потому что Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Какая она наша Россия? (Огромная, большая, богатая, сильная, красивая).
В ней много … (рек, озёр, животных, птиц, лесов, городов, сел, поселков). Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами
россияне. В России живут люди разных национальностей - русские, мордва, чуваши, башкиры, татары, чукчи, и др. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю. Сл. 5.
Воспитатель: Дети, мы с вами говорим, читаем, поём на русском языке. Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
- 21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском) Но мы не забываем и мордовский язык.
Морд. песня «Тетянь казнензэ»
Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»
Жура-жура-журавель,
Облетел ты сто морей,
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Воспитатель: Ребята, назовите наш родной край. (Мордовия). Сл. 6 Как называют жителей нашей республики? (Мордва). В какой стране мы бы не жили, на каком языке не говорили, первое слово, которое мы произносим – это МАМА.
Сл. 7.
Воспитатель: По немецки это звучит «мутэр», по английски «мазэр», по французски «маман». Давайте споем песню о самом дорогом и любимом человеке на Земле МАМЕ.
Песня
Воспитатель: Ребята, сегодня в гостях у нас Мудрая Сова. И принесла нам чудесный цветок с заданиями Цветик –семицветик», чтобы проверить, насколько хорошо вы ориентируйтесь в богатом мире слов. Поэтому мы проведем викторину, которая называется «Знатоки родного языка». В викторине принимают участие 2 команды «Знайки» и «Умники». Готовы? (представить жюри)
Разминка Игра «Клубочек» (дети встают в круг и передают клубочек по кругу, называя ласковые, добрые слова о маме)
Ослепительная, сияющая, дружелюбная, лучезарная, современная, стильная, очаровательная, обворожительная, стройная, сногсшибательная, скромная, тактичная, шикарная, энергичная, чудесная, утонченная, ненаглядная, общительная. и т. д
1. «Теннис» (быстрые ответы)
- Что видят люди, когда спят? (Сон.)
- У кошки шерсть, а у рыбы? (Чешуя.)
- Как называется утренний прием пищи? (Завтрак.)
- Где растет пшеница? В (поле).
- Масло хранится в масленке, а хлеб? (В хлебнице.)
- Как называется куча снега? (Сугроб.)
- Чем богаты овощи и фрукты? (Витаминами.)
- Что остается после того, как срубили дерево? (Пень.)
- У зверя шкура, а у дерева? (Кора.)
- Из мяса варят суп, а из фруктов? (Компот или варенье.)
- Чем рубят дрова? (Топором.)
- Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
- Какой инструмент предназначается для забивания гвоздей? (Молоток.)
- Какова на вкус вода морей и океанов? (Соленая.)
- Что необходимо для утоления жажды? (Вода.)
- Чем покрыто тело животных? (Шерстью.)
2. «Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.
- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.
- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
- Платье из шелка – шелковое платье.
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.
- Шуба из меха – меховая шуба.
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Сок из земляники – земляничный сок.
- Сумка из кожи – кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
3. «Загадка - отгадка»
Чуть женой крота не стала
И усатого жука.
Вспомни, как она летала
С ласточкой под облака. (Дюймовочка.)
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется… (Бабою Ягой.)
Летела стрела и попала в болото,
А в болоте поймал ее кто-то.
Она распростилась с зеленою кожей
И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)
Красна девица грустна,
Ей не нравиться весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)
В сказке небо синее,
В сказке птицы странные.
Печенька, спаси меня,
Реченька, спаси меня! (Гуси – лебеди.)
Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Тортилла
На дне пруда хранила. (Золотой ключик.)
4. «Черный кот» – «Собери слово».
Вам дорогу перешел черный кот, его задание сложное. Необходимо расшифровать слово и прочитать его, расположив буквы по порядку (слова Россия, мама, Родина, язык).
Физминутка. Русская народная игра «Заря – заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые
Кольца обвитые
За водой пошла
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется
5. Игра –кричалка «Я начну, а ты –продолжи!»
Поспешишь – (людей насмешишь)
Не спеши языком – (торопись делом)
Что посеешь – (то и пожнёшь)
Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда)
Сам пропадай – (а товарища выручай)
С кем поведёшься, (от того и наберёшься)
Глаза боятся – (руки делают)
Кто много читает, (тот много знает)
Нет милее дружка, (чем родная матушка)
Доброе слово (и кошке приятно)
6. Игра «Какое слово задумано»
Догадайтесь по действиям, какое слово задумано.
Всходит, светит, греет … солнце
Шумит, сигналит, пылит, несется - машина
Стирает, готовит, убирает, любит, шьет … мама
Слушаются, помогают, убирают, играют… дети
Пасется, мычит, жует, … корова
7. Игра «Измени слово»
друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.
Работа жюри.
Просмотр презентации.
8. «Полянка добрых слов»
Дети читают добрые слова со своих цветочков и прикрепляют к магнитной доске, создавая «Полянку добрых слов»
Воспитатель: Дарите добрые слова,
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш день родного языка.
Ребята, я желаю вам любить и беречь наш родной русский язык, не засорять его грубыми словами, учиться писать без ошибок, говорить красиво и правильно.