МААМ-картинки

Визуальная поддержка как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (11 фото)

Ольга Андреевна Павлова
Визуальная поддержка как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Самообразование по теме: "Визуальная поддержка, как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста"

Целевая аудитория: План работы ориентирован на детей 4-7 лет с ОВЗ (ЗПР, расстройства аутистического спектра и др.). Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей.

Публикация «Визуальная поддержка как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах

Постановка проблемы: В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (особенно с проблемами нервно-психического характера). Начав работать в коррекционно-развивающей группе, мною были выявлены следующие проблемы: дети малоинициативны, не усидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой вовсе отказываются от какой-либо деятельности. Как практика показывает, что чаще всего дети нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому.

Учитывая все эти особенности, я начала искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы я пришла к решению использовать в работе визуальную поддержку. Визуальная поддержка - это использование зрительных стимулов (картинок, надписей, пиктограмм, мнемотаблиц и т. п.) для улучшения восприятия, запоминания и понимания информации.

Визуальная поддержка как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Исходя из анализа литературы, о визуальных средствах можно выделить следующие формы. Наиболее нам известные игры с предметами, работа с карточками, пиктограммами.

Наиболее применимые следующие формы:

Визуальное расписание (план занятия) – демонстрирует порядок активностей в течение дня или порядок действий на занятии. Показывает ребенку объем заданий и позволяет самостоятельно ориентироваться в объеме проделанной и оставшейся работы. В начале занятия на панель или доску прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону, либо в контейнер с выполненным заданием.

Фото №1 Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса педагогов воспитанников и их родителей

Планшет «Сначала – потом» - визуальная система, которая мотивирует ребенка к совершению непривычной деятельности, к обучению новым навыкам, либо той деятельности, которая ребенку не нравится.

Визуальные инструкции – необходимы в работе с детьми, которые имеют трудности в понимании речи и для дальнейшей самостоятельной работы.

Фото №2 Публикация Визуальная поддержка как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста размещена в разделах Работа с Особыми детьми

Визуализация правил поведения – визуальное отображение правил и норм поведения в учреждении позволяет детям самостоятельно осваивать нормы поведения в обществе.

Фото №3 Как практика показывает что чаще всего дети нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий а при переходе от одного действия к другому

Социальные истории – отображают ситуации, которые вызывают трудности у ребенка, а также описывают пути их решения. Применение историй способствует большему проявлению желательного поведения, улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность, развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах). Социальные истории представляют собой индивидуально написанные истории с использованием наглядности (изображения или реальные фотографии, где описывается ситуация и правильные способы поведения ребенком в этой ситуации.

Фото №4 Учитывая все эти особенности я начала искать пути решения проблемы Фото №5 Изучив множество технологий и приемы работы я пришла к решению использовать в работе визуальную поддержку

Визуальные цепочки последовательности действий – отображают последовательность действий и позволяют детям эффективно осваивать навыки и самостоятельно их применять.

Фото №6 Визуальная поддержка это использование зрительных стимулов картинок надписей пиктограмм мнемотаблиц и т Фото №7 для улучшения восприятия запоминания и понимания информации Фото №8 Исходя из анализа литературы о визуальных средствах можно выделить следующие формы

Визуализация продолжительности деятельности – позволяет представить время наглядно. Дети понимают продолжительность деятельности, и это предотвращает нежелательное поведение.

Фото №9 Наиболее нам известные игры с предметами работа с карточками пиктограммами Фото №10 Наиболее применимые следующие формы Визуальное расписание план занятия демонстрирует порядок активностей в течение дня или порядок действий на занятии

Содержание плана: В данном плане представлена собственная педагогическая практика применения визуальной поддержки в работе педагога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста в МБС (К) ОУ «С (К) НШ-ДС №10».

Актуальность:

Методы визуализации способствуют :

Уменьшению тревожности. Доступная для понимания форма является опорой для вербальной коммуникации. Помогают ребенку ориентироваться в предстоящих событиях, их последовательности, знать о конечности (это закончится и будет следующее) дела/ занятия, что способствует снижению тревожности у детей с нарушениями в развитии.

Не дают возможность спорить.

При использовании визуального плана и визуальной инструкции, для ребенка смена событий происходит объективно, как данность, словно бы без личного требования со стороны взрослого. Если говорить детям: «Я хочу, чтобы ты …», некоторые могут отказаться это делать, но если говорить: «По плану или по инструкции сейчас …», он будет ей следовать.

Подготавливают к изменениям.

Визуальная поддержка в виде плана и инструкции сообщает ребенку, что должно произойти, и что ему ожидать дальше. Такая коммуникация позволяет детям использовать изображения, чтобы понять, что происходит вокруг них, и это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.

Улучшают восприятие информации

Значительным преимуществом является постоянность графической информации: расписание неизменно укажет что дальше, а вот словесные указания мгновенно исчезают.

Визуальный способ предоставления информации имеет большое значение в социализации детей с РАС: помогает концентрировать и удерживать внимание; представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро ее понять; проясняет вербальную информацию; дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения; обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения; помогает при смене активностей или местоположения.

Таким образом, визуализация организации развивающей среды для детей с РАС способствует их развитию, более быстрой социальной адаптации, поддерживает уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогают формировать важные жизненные компетенции, развивать коммуникацию, взаимодействие детей с окружающими и быть более успешными, самостоятельными в социуме. Кроме того у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.

Цель: Развитие коммуникации детей с ОВЗ, понимания того, что происходит вокруг, взаимодействие с окружающими, посредством визуальной поддержки с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Задачи:

С детьми :

-образовательные: Познакомить детей с видами визуальной поддержки и способами применения в быту. Формировать у детей практические умения и навыки использования визуальной поддержки в процессе различных видов деятельности. Формировать способности самостоятельно ориентироваться в объеме проделанной и оставшейся работы. Обучить обработке и пониманию визуальной информации. Расширять представление детей о том, что происходит вокруг них.

-развивающие: Способствовать развитию коммуникации, социализации, ориентировке в предстоящих событиях. Развивать умение концентрировать и удерживать внимание; развивать невербальные средства общения. Способствовать развитию умения переходить от одного действия к другому.

-воспитательные: Стимулировать и поощрять самостоятельность дошкольников. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности). Воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость.

С родителями: Вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании с помощью визуальной поддержки. Оказывать содействие семье по развитию у детей самостоятельности посредством использования визуальной поддержки.

С педагогами: Обогащать представления педагогов о визуальной поддержке.

Практическая значимость: Использование визуальной поддержки в работе детского сада может быть использовано не только воспитателями, но и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения в различных формах организации образовательного процесса. Также визуализация может быть использована для проведения совместных мероприятий с детьми и родителями.

Перспективы развития: Разработка методических рекомендаций для работы с детьми коррекционно-развивающей группы с использованием визуальной поддержки. План позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в различных видах деятельности.

Результаты:

Для детей: расширение знаний детей об окружающем посредством визуальной поддержки; позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я; развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции; снижение эмоциональной тревожности; развитие коммуникативных навыков; развитие самосознания; закрепление положительных поведенческих реакций.

Для взрослых: Сплочение детско-взрослого коллектива через различные формы взаимодействия с использованием визуальной поддержки. Активизация позиций родителей (законных представителей) воспитанников. Становление родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательных отношений, появление сотрудничества между ребенком и родителями.

Для своей педагогической деятельности: Разработка рекомендаций по использованию методов визуальной поддержки. Повышение профессиональной компетентности.

Срок реализации: 1 год

Перспективный план на 2022-2023 учебный год

Этапы работы :

• теоретический (сентябрь).

Изучение литературы, методических материалов по теме самообразования. Определение цели и задач.

Составление перспективного плана работы.

Подбор дидактического, практического материала.

Беседа с родителями по выявлению знаний о визуальной поддержке детей.

Наблюдение за детьми. Диагностика детей.

Составление дидактических материалов по организации работы.

• практический (октябрь-апрель).

Создание дидактических игр, упражнений и пособий с использованием визуальной поддержки.

Составление картотеки игр с использованием визуальной поддержки.

Дети

Знакомство детей с дидактическим, практическим материалом и играми;

Введение в практику и дальнейшее использование визуальной поддержки;

Наблюдение за действиями детей, их выбором. Определение места педагога «уходящая тень» при работе детей с визуальным поддержкой (расписанием, планшетом, книгой).

Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с использованием визуальной поддержки.

Родители

Консультация «Виды визуальной поддержки и для чего они нужны».

Рекомендации для родителей «Рекомендации по выбору визуальной поддержки индивидуально для каждого ребенка».

Папка-передвижка для родителей «Визуальная поддержка – средство развития понимания ожидаемого поведения ребенком».

Консультация для родителей «Применение методов визуальной поддержки для улучшения памяти» (проверочные списки).

Памятка для родителей: «Формирование у детей навыков определения последовательности событий во времени с помощью визуальной поддержки».

Буклет «Применение визуальных стратегий для развития социальных навыков»

Консультация для родителей: «Применение методов визуальной поддержки для повышения мотивации у детей с ОВЗ»

Фиксация результатов, ход реализации работы в родительской группе в ватсап.

Педагоги

Консультация для воспитателей «Основные принципы разработки визуальной поддержки для детей с ОВЗ»

Папка-передвижка: «Широко используемые виды визуальной поддержки»

Буклет: «Использование визуальной поддержки при формировании академических навыков у дошкольников с ОВЗ»

Памятка: «Организованность визуального расписания в игровой деятельности детей с ОВЗ»

Рекомендации для педагогов: «Формирование КГН с помощью визуальной поддержки дошкольников».

• заключительный (май).

Сравнение фактических результатов с полученными

Запланировать дальнейшую работу по апробации дальнейших стратегий работы

Оценка появившихся затруднений в ходе работы

Итоговая диагностика детей;

Фото – отчет по работе с визуальной поддержкой детей.

Размещение рекомендаций для родителей при использовании визуальной поддержки в родительской группе в ватсап.

Выступление на итоговом родительском собрании «Визуальная поддержка в детском саду и дома».

Выступление с презентацией опыта работы на итоговом педсовете по теме «Использование визуальной поддержки, как система действенных методов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ». (Аналитическая справка).

Публикация материалов из опыта работы в педагогических интернет – сообществах.

Заключение. При работе с использованием визуальной поддержки отмечается : положительная динамика в развитии детей; преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях. Внимание детей становится более устойчивым, повышается самоконтроль. Наблюдаются успехи детей в развитии речевой функции; повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.

Литература:

1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 6 лет. /Сост. И. А. Пазухина. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 272с.

2. Исханова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб: Детство-Пресс,2011. 208 с.

3. Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. Из-во Рама Паблишинг, 2021г. -280с.

4. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и игровых упражнений. – М. : Книголюб; 2006.

5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М. : Просвещение; 2007.

6. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя дефектолога. М. : Владос, 2007. 176 с.

7. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М. : Теревинф, 2015. 224 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В работе с детьми необходимо использовать различные методы визуальной поддержки, что позволит вызвать интерес к некоторым видам деятельности, будет способствовать самостоятельности детей.

Месяц Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями Мероприятия с педагогами

Сентябрь Наблюдение за детьми. Мастер-класс для родителей на родительском собрании: «Использование визуальной поддержки в работе с дошкольниками с ОВЗ». Сбор дидактического, практического

материала.

Октябрь Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

Наблюдение за действиями детей, их выбором.

Проведение индивидуальных занятий с детьми. Консультация для родителей: «Виды визуальной поддержки и для чего они нужны».

Папка-передвижка: «Широко используемые виды визуальной поддержки»

Ноябрь Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми с использованием визуальной поддержки. Рекомендации для родителей: «Выбор визуальной поддержки индивидуален для каждого ребенка с ОВЗ». Консультация для воспитателей «Основные принципы и виды разработки визуальной поддержки для детей с ОВЗ»

Декабрь Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми с использованием визуальной поддержки.

Папка-передвижка для родителей «Визуальная поддержка – средство развития понимания ожидаемого поведения ребенком».

Консультация на родительском собрании: «Формирование КГН с помощью визуальной поддержки дошкольников». Буклет: «Использование визуальной поддержки при формировании академических навыков у дошкольников с ОВЗ»

Январь Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми.

Определение места педагога «уходящая тень» при работе детей с визуальным расписанием.

Ход реализации работы в родительской группе ватсап.

Консультация для родителей: «Применение методов визуальной поддержки для повышения мотивации у детей с ОВЗ»

Публикация материалов из опыта работы в педагогических интернет – сообществах.

Февраль Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми.

Определение места педагога «уходящая тень» при работе детей с визуальным расписанием. Консультация для родителей «Применение методов визуальной поддержки для улучшения памяти» (проверочные списки).

Памятка: «Организованность визуального расписания в игровой деятельности детей с ОВЗ»

Март Наблюдение за действиями детей с визуальной поддержкой.

Буклет «Применение визуальных стратегий для развития социальных навыков»

Рекомендации для педагогов: «Формирование КГН с помощью визуальной поддержки дошкольников».

Апрель Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Памятка для родителей: «Формирование у детей навыков определения последовательности событий во времени с помощью визуальной поддержки». Публикация материалов из опыта работы в педагогических интернет – сообществах.

Май Наблюдение за действиями детей с визуальным расписанием в игровой деятельности.

Самостоятельная деятельность детей.

Фото – отчет по работе с визуальной поддержкой детей.

Размещение рекомендаций для родителей при использовании визуальной поддержки в родительской группе в ватсап.

Выступление на итоговом родительском собрании «Визуальная поддержка в детском саду и дома».

Выступление с презентацией опыта работы на итоговом педсовете по теме «Использование визуальной поддержки, как система действенных методов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ». (Аналитическая справка).

Публикации по теме:

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Как устроен человек — костная система» Конспект НОДс детьми старшего дошкольного возраста «Как устроен человек - костная система»Задачи: Познавательного развития: - формировать.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Нейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возрастаНейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возраста В последние несколько лет тема развития мешполушарных связей у детей посредством разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Визуальная поддержка как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2023 в 12:54
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Визуальная поддержка как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андреевна Павлова (УИ 6240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД