Дина Шрейдер
Визуальное расписание в работе дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Коллеги, хочу поделиться опытом использования визуального расписания в работе с детьми с ОВЗ. Я использую возможности такого расписания в качестве опоры для развития мышления, регуляции и саморегуляции деятельности и как дополнительную мотивацию не только для ребят с РАС, но и с СДВГ, и с дисфазией. В общем, для детей с регуляторными, аффективными нарушениями. И в работе с детьми с умственной отсталостью такие расписания хорошо себя зарекомендовали. Причём использую не только собственно расписание в картинках, выстроенное в ряд по горизонтали.
Публикация «Визуальное расписание в работе дефектолога» размещена в разделах
Таблицу и символы частей дня, последовательности занятий, частей занятия рисую сама или вместе с детьми. На доске, на бумаге. Символы частей занятия, игр с тяжёлыми детьми придумываю и ввожу сама по алгоритму, с детьми на более поздних этапах работы мы можем придумать символ вместе. Могу нарисовать заранее последовательность частей занятия с отрывными талончиками, как в объявлениях. Поиграли - талончик оторвали.
Или ставлю на край стола корзинки по количеству упражнений. В каждой корзинке то, что нужно для упражнения, символ или просто цифры. Или даю ребёнку возможность определить последовательность самому.
Или пишу на доске цифры, рисую кружки в ряд, и стираем по одному по мере завершения каждого упражнения.
Или заштриховываем клетки в тетради; на доске.
Или передвигаем косточки на счётах.
Или двигаю мелкие игрушки, предметы, палочки по ячейкам ритмической парковки. Поиграли - передвинули вниз.
Или перекладываем мячики из одной корзины в другую, поиграли - положили. Отказался - не положили.
Конечно, использую и более классические варианты, в том числе расписание на экране ноутбука.
Использую расписание как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных.
Все варианты расписания призваны визуализировать и упорядочить события, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности. Ребёнку видно, сколько упражнений его ждёт, сколько уже сделано и сколько осталось. Такой приём снимает тревожность, создаёт визуальную опору для умения планировать, распределять время и силы, развивает символическое мышление и не только. Разумеется, применять его нужно обдуманно, и только там, где это действительно необходимо. Но главное, что я хотела показать в этой заметке - расписание это не только карточки. Оно может быть любым, не затратным по времени и материалам и удобным в использовании. Берите и делайте!