Лучший педагог года

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка

Валентина Перницкая
Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка

"Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры".

В. М. Бехтерев

Цветовая среда имеет большое влияние на психологическое и физическое состояние человека, особенно ребенка. Поэтому, организуя цветовое про-странство в ДОУ, всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о психологическом, эстетическом комфорте малышей. Свет и цвет — первые проявления действительности, на которые обращают внимание дети. Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам. Чем младше ребенок, тем выше его чувствительность к цвету.

Публикация «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка» размещена в разделах

Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения. Каждый цвет имеет свой волновой диапазон: фиолетовый – 380 – 436 нм, синий – 436 – 495 нм, зеленый – 495 – 566 нм, желтый – 566 – 589 нм, оранжевый – 589 – 627 нм, красный – 627 – 780 нм.

Цветовая гамма воздействует на человека через глаза и через кожу.

Воздействие цвета через глаза - основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.

Воздействие цвета через кожу основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.

В дошкольном учреждении ребенок сразу попадает в определенную цветовую среду, организованную взрослыми. Поэтому основная задача педагогов – создать в детском саду цветовую среду максимально комфортной для детей. Эмоциональная восприимчивость детей 3-7 лет располагается в таком порядке - цветовой тон, светлота, насыщенность. У взрослых же наоборот - светлота, насыщенность, цветовой тон.

При неспособности взрослых выстроить гармоничную цветовую среду, дети вынуждены находиться в состоянии дисгармоничности. При длительном нахождении ребенка в неблагоприятной цветовой среде возникает «цветовое привыкание», подавление эстетического восприятия цвета в мире, духовной бедности, не позволяющей ребенку раскрыться в той или иной области. Неправильно подобранная цветовая среда приводит к ухудшению не только душевного состояния, но и физического.

Если взрослые осознают силу воздействия цвета, то среда будет комфорт-ной для малыша. Ведь каждый цвет несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при оформлении помещений для детей.

Часто в оформлении детских комнат используют голубой и розовый цвета.

Розовый цвет – самый пассивный цвет в психологии. Розовый цвет успокаивает, притупляет агрессию и нервозность, снижает стресс, повышает настроение, приводит в норму сон, улучшает аппетит. Розовый цвет считается пограничным. В яркой гамме он идентичен возбуждающему красному, а в бледной читается мозгом, как синий.

Голубой цвет избавляет от усталости, утешает и успокаивает. Этот цвет незаменим при стеснительности, страхе коммуникабельности. Голубой цвет в детской, так же, как и зелёный, содействует успокоению и расслаблению. Но в отличие от последнего, он рассеивает внимание, поэтому, лучше ограничить использование этого цвета зоной отдыха.

Красный цвет возбуждает, увеличивает работоспособность и физическую активность, повышает аппетит. При длительном нахождении в окружении красного или ярко-оранжевого цвета наступает перевозбуждение, возникает раздражительность. При кратковременном созерцании красного цвета у детей повышается активность, что полезно вялым, не активным детям. Использовать красный цвет надо умеренно, так как его засилье в помещении

негативно воздействует на психику. Если ребёнок слишком живой или неспокойный от красного цвета лучше совсем отказаться, либо свести его количество к минимуму.

Оранжевый цвет стимулирует процесс общения, способствует эмоциональной открытости, помогает при состоянии подавленности и депрессии, повышает настроение и жизненный тонус, улучшает аппетит. Подходит для помещений, где происходит активное общение и творческие процессы. Оранжевый цвет настраивает все системы организма на здоровый лад. Этот цвет создаёт атмосферу праздника и ощущение тепла. Однако важно помнить, что оранжевый цвет не должен преобладать в интерьере, рядом обязательно должны быть и другие цвета, так как в больших количествах оранжевый может возбуждать и давить на психику.

Жёлтый цвет активизирует умственную деятельность, повышает настроение, способствует общению и выражению своих эмоций. При использовании в интерьере жёлтый цвет повышает жизненную энергию, но при избыточном присутствии может привести к раздражению и эмоциональной усталости. Не рекомендуется использовать жёлтый цвет в комнатах отдыха. Желтый благоприятно действует на пищеварение и нервную систему, помогает работе памяти, вызывает ощущение внутренней гармонии, тепла, стабильности.

Зелёный цвет образован из слияния холодного синего и тёплого жёлтого цвета, поэтому является цветом гармонии и равновесия. Он успокаивает нервную систему и благотворно влияет на зрительное восприятие, помогает контролировать свои эмоции и побуждения. Зелёный цвет в интерьере способствует выравниванию эмоционального состояния, придаёт ощущение защищённости и стабильности, благоприятно влияет на сон. Если зеленого много, комната может показаться тоскливой и скучной.

Золотой цвет излучает тепло, благожелательность, уверенность и жизненную силу. Дарит ощущение покоя, гармонии, радости и умиротворения. Мягкий золотистый цвет успокаивает и ободряет.

Синий цвет способствует улучшению интеллектуальных процессов, позволяет снять нервное перенапряжение и улучшает сон. Синий цвет хорошо подходит для оформления детских помещений, однако большое количество синего цвета в интерьере может угнетающе действовать на эмоциональное состояние человека. Поэтому, несмотря на красоту этого цвета, основным в интерьере детской комнаты он быть не должен. Этот цвет достаточно тёмный, ребенку в синей комнате будет тоскливо и неуютно.

Сине-зелёный (бирюзовый) оттенок наследует многие черты синего и зеленого, но есть и некоторые особенности восприятия. Это цвет аккуратности и опрятности.

Фиолетовый цвет сочетает в себе эмоциональные эффекты красного и синего цветов. Этот цвет редко встречается в живой природе. Подходит для помещений, где проходят психологические занятия. Не рекомендуется маленьким детям, т. к. может вызвать подавленное состояние. У более старших стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие, способствует творчеству, улучшает воображение и содействует мышлению. Большое количество фиолетового может унести ребенка в мир грёз, рассеивать его внимание, провоцировать чувство одиночества. В детской комнате рекомендуется использовать очень светлый оттенок фиолетового.

Сиреневый – оттенок фиолетового цвета. Избыток сиреневого может подавлять, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях, в которых дети находятся недолго – прихожая, туалет, ванная комната.

Фиолетовые лучи содержат больше всего электрохимических лучей. Этот цвет снижает частоту сердечных сокращений, оказывает благоприятное воздействие на центральную нервную систему, помогает восстановить работу иммунной системы.

Салатовый цвет создает такое чувство как «веселое спокойствие». Салатовый нужно использовать в игровых комнатах, где происходит контакт с другими детьми, коллективные занятия.

Белый – уникальный цвет, спектральное слияние всех существующих цветов. Белый цвет отражает до 80% дневного света и за счет этого значительно повышает освещенность помещения. Он сам по себе лишен эмоциональной агрессивности, но способен создавать благоприятный фон для восприятия и действия других цветов. Белый цвет нужно использовать с осторожностью, он может усилить чувство незащищенности, что для ребенка совершенно не нужно. Белый цвет в интерьере помогает ребёнку успокоиться, улучшает его самочувствие. В отличие от ярких (красный, оранжевый, синий) цветов, он не оказывает сильного воздействия на психику и является универсальным.

Бежевый цвет по своим психологическим свойствам похож на белый.

Чёрный цвет (темно – коричневый) не рекомендуется для маленьких детей. Он отрицательно влияет на состояние ребенка, ухудшает его настроение. Немного этого цвета допускается в элементах декора. Черный цвет отрицает другие цвета и поглощает свет.

Серый цвет в интерьере успокаивает и придаёт уверенности. Так что его можно применять в детских комнатах, но делая это грамотно и обязательно разбавляя яркими красками. Серый понижает активность, что негативно отражается на малоподвижных замкнутых детях.

Серебряный цвет успокаивает ум, обостряет эмоции, восстанавливает гармонию, уменьшает волнение. Металлический оттенок светло-серого, присутствующий в серебристом цвете, создает ощущение скольжения по поверхности.

Тёплые тона коричневого, в сочетании с золотистыми оттенками создают ощущение тепла и уюта. Коричневый используют лишь сочетая с другими цветами. Светло-коричневый цвет не раздражает и даёт чувство безопасности. В чрезмерном количестве коричневый цвет вызывает чувство печали. Темно-бурый и красно-коричневый цвета успокаивают, также могут вызвать депрессию. Коричневый чаще используют в сочетании с желтым или оранжевым цветом.

Бежевый цвет, что и коричневый, но действие на людей сильно смягчено и проявляются не так отчетливо. Кремово-бежевый цвет и медовые тона во многом перенимают качества, которые ассоциируются с желтым, а розоватые оттенки бежевого ближе по настроению к розовому цвету.

В повседневной жизни ребенка должно окружать большое количество цветов, однако важно умеренно их сочетать. При цветовом оформлении детского сада потолок и верхняя часть стен должна быть белой или очень светлой. Окрашивать стены СанПин рекомендует в теплые тона с севера и прохладные - с солнечной стороны. Краски рекомендуется использовать пастельных тонов. Можно использовать и яркие элементы декора, но не более 25% от площади помещения. Следует учитывать назначение помещения, его эксплуатацию и возраст детей.

Помещение группы можно разделить на зоны (игровая, зона сна, зона учёбы) и раскрасить их по-разному. Например, в учебной зоне будут преобладать цвета, повышающие активность, а в зоне сна – успокаивающие.

Необходимо избегать обилия ярких красок, или наоборот, цветового и тонового однообразия. Следует учитывать цвет пола, напольного покрытия, занавесок и детской мебели. Занавески, ковровые покрытия и остальные предметы интерьера выбираются в общей цветовой гамме, но не должны быть ярче цвета игрушек.

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. При соблюдении разумного баланса цветов в детском окружении, малыши быстрее научаться ориентироваться в окружающем мире, будут расти в атмосфере радости и гармонии.

Публикации по теме:

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка» с родителями воспитанников средней группыКонспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка» с родителями воспитанников средней группы Цель: создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Задачи: привлечь родителей к активному участию.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей»Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка
Опубликовано: 23 августа 2020 в 18:59
+149Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД