Людмила Куцева
Влияние гаджетов и интернета на психику и здоровье детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время очень трудно представить свою жизнь без гаджетов, они настоящие помощники и в то же время враги. Дети повторяют все то, что делают взрослые. Так как взрослые большую часть времени проводят в гаджетах, то и дети осваивают их очень быстро. Этот факт очень беспокоит родителей. Экраны притягивают малышей все больше и окружающий мир становится им не интересным.
Публикация «Влияние гаджетов и интернета на психику и здоровье детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность в сети интернет для дошкольников
- Гаджеты. Вред и польза
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Сегодня педагоги бьют тревогу, по поводу того, что среди детей дошкольного возраста все чаще и чаще после знакомства с пресловутым интернетом меняются их поведение и психика. Все это связывают с тем, что ребенок сидит перед монитором компьютера.
Полезно ли малышу в раннем возрасте знакомиться с виртуальным миром?
На сегодняшний день по данному поводу нет однозначного мнения. Педиатры повторяют, что сидение за компьютером длительное время портит осанку, зрение. До конца неизвестно какое влияние оказывает компьютерное излучение на неокрепший детский организм. Педагоги-дефектологи бьют тревогу из-за катастрофического роста дислексии и дисграфии, который связывают с повышенным интересом детей дошкольного возраста к компьютеру.
Психологи говорят о том, что у детей, которые проводят за компьютером много времени, развивается агрессия, они чрезмерно возбудимы, выходя из мира виртуального, с трудом ориентируются в реальном мире. Но с другой стороны, если человек не умеет пользоваться компьютером, он не сможет в наше время добиться в любой сфере профессионального роста. Кроме этого он лишится и других возможностей: быстро передавать и получать любую информацию, находить и общаться с друзьями и др.
По мнению ученых, Интернет может оказывать как негативные последствия, так и позитивное влияние на развитие детей дошкольного возраста.
Негативные последствия влияния сети Интернет :
Детская агрессивность, возникающая в результате чрезмерного увлечения жестокими играми: «стрелялками», «убивалками»;
Неправильное или неточное восприятие картины мира. Было проведено исследование «Рисунок нашего мира». Дети, у которых не было зависимости от компьютера, изобразили красочный мир, в котором было солнце, деревья, люди. В рисунках детей, которые все время просиживали в гаджетах, прослеживались четкие признаки агрессии, беспокойства, жестокости и страха. На таких рисунках было оружие и даже мертвецы.
Проблемы социализации. Вместо того, чтобы искать друзей в реальном мире, ребенок предпочитает погрузиться в виртуальный мир;
Развитие транзактивной памяти. В 2011 году психологи Колумбийского Университета провели эксперимент влияния интернета на память человека. Оказалось, что люди ключевые слова в «поисковике» запоминают лучше;
Снижение концентрации;
Особое переутомление. Многие говорят о том, что после длительного пребывания в сети Интернет, они чувствуют себя опустошенными, раздражительными и часто ошибаются в чем-либо.
Но кроме отрицательного влияние сети Интернет так же может иметь положительные стороны:
Повышение внимательности. Благодаря использованию электронной почты и поиску информации в Интернете растет скорость реакции на зрительные сигналы;
Рост IQ человека. Новые технологии развивают ум не хуже, чем головоломки или изучение новых языков;
Развитие мозга. За счёт того, что мозг приспосабливается к быстрой обработке новой информации, у многих появляются особые нейронные сети, которые ухватывают нужную информацию на лету;
Существует огромное количество компьютерных игр, которые направлены на развитие памяти, мышления, логики, координации, с помощью которых можно научить ребенка чтению, познакомить со счетом или иностранными языками;
Не выходя из дома ребенок может ознакомиться с достопримечательностями мира, любыми историческими событиями или документальными фильмами;
Что касается детей с ОВЗ, то для них Интернет является другом и единственным развлечением;
Интернет развивает функцию многозадачности, позволяя выполнять несколько заданий одновременно. Можно одновременно играть и слушать спокойную музыку.
Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?
- 1-2 года. В этот период у ребенка активно развивается речь — предлагайте ему поговорить по телефону (поздороваться, спросить, как дела, рассказать свои новости и обязательно попрощаться в конце разговора). Не более 10 минут в день.
- 3 года В этом возрасте ребенок уже вполне может освоить простейшие электронные игры с «одним кликом». Рекомендованное время — не более 10–15 минут в день.
- 4 года Можно познакомить с графическими редактором (цвета, размеры и формы). Научите ребенка фотографировать на телефон или включать на нем музыку. Длительность пользования увеличивается до 20-25 минут в день, но обязательно с одним перерывом.
- 5-6 лет Для этого возраста существует множество обучающих программ и развивающих игр. Ребенок «дозрел» до восприятия длинных фильмов и передач, однако ему все еще требуются пояснения по ходу просмотра. Можно проводить перед экраном по 30-40 минут в день с одним перерывом. Фильмы продолжительностью 1,5–2 часа лучше растягивать на два дня.
Проблемы со здоровьем. Маленький ребенок – непоседа. Постоянно двигаясь, он тем самым тренирует свое тело. Компьютер же вынуждает ребенка сидеть на одном месте. Таким образом, подолгу находясь возле компьютера, ребенок теряет время, которое мог бы потратить на бег, прыжки и подвижные игры.
Самые явные проблемы, которые грозят детям, подолгу сидящим у экранов, – это неправильная осанка и ухудшение зрения. Чтобы не возникло проблем с позвоночником и осанкой, родителям нужно позаботиться о правильном стуле и столе. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги ребенка стояли на полу, согнутые в коленях под прямым углом, а руки лежали на столе, согнутые под прямым углом в локтях.
Чтобы избежать проблем со зрением, ребенку необходимо делать частые перерывы. Дети дошкольного возраста могут непрерывно «работать» за компьютером 7-10 минут, в зависимости от возраста. Во время перерыва следует поморгать, а также посмотреть в окно на удаленные предметы, чтобы изменить фокус зрачка.
Психические проблемы. Психика ребенка только формируется, поэтому информация, которую он получает, должна быть отфильтрована. Если родители не контролируют, что смотрит ребенок, во что он играет на компьютере, всегда есть шанс, что малыш столкнется с тем, к чему не будет готов.
Но кроме этих двух проблем существует и третья - – социальная. Ребенок, который погрузился в компьютерный мир, выпадает из мира реального. Время, которое он проводит у экрана, он не общается с родителями и сверстниками. Получается, что интернет заменяет ребенку живого человека, что для малышей не допустимо. Ребенку нужно человеческое общение. Интересный мультик не должен заменять ему маму и папу.
Говорить о пользе интернета можно лишь тогда, когда он используется как дополнительное средство в обучении и развитии детей. Главными же должны оставаться родители. Они отвечают за воспитание ребенка, а не интернет.
Что нужно усвоить родителям "цифровых" детей?
С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.
Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.
Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.
Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.