Татьяна Антонова
Влияние художественной литературы на развитие эмоций
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребенка.
Восприятие художественного произведения-очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание. мышление, память, эмоции и воля.
Публикация «Влияние художественной литературы на развитие эмоций» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Воображение, т. е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, еще в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям. Фантазия и чувство связаны очень тесно. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств.
Книги, спектакли, сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения т моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые.
Волнение, сострадание и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны осуждаться.
Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное-они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Из произведений искусства ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке формируются первые представления о справедливости и несправедливости. Литература и искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Роль искусства в эмоциональном развитии ребенка огромна. Как правило, дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес. Чтение сказок особенно пробуждает активность ребенка, т. к. она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит весь путь с героем произведения. Детей захватывают сказочные события, им порой бывает трудно оставаться в роли слушателя и зрителя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если "он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение,-это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу".
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. В связи с этим перед взрослыми встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-то новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развиться его активность, его содействие персонажам произведения.
Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что осовено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей. Книга прочитана, но она еще долго должна жить в семье в виде различных игр, драматизаций, разговоров. необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет воспитательный процесс.