Татьяна Душина
Влияние мелкой и общей моторики на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние мелкой и общей моторики на развитие речи
Ученые и практики отмечают тот факт, что с каждым годом усугубляется проблема своевременного развития речи детей.
Исследователи пытаются решить эту проблему с помощью самых разных методов и технологий.
Публикация «Влияние мелкой и общей моторики на развитие речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Однако не следует забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений.
Доказано, что особое развивающее воздействие имеют движения пальцев и кистей рук.
Не зря талантом русского народа созданы игры «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая». Изучением влияния мелких движений на развитие ребёнка занимались такие педагоги как Фребель, Мария Монтесорри.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой доказали влияние манипуляции рук на функций высшей нервной деятельности, развитие речи. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку надо начинать с самого раннего возраста.
Наша группа раннего возраста начала набор детей с середины июня 2014 года. Впервые мне довелось работать с такими крохами. На момент поступления только у двоих детей наблюдался лепет. У большинства детей недавно закончилась адаптация (а у кого-то продолжается).
В целевых ориентирах указаны характеристики возможных достижений ребенка, среди них следующие:
владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослымии, активно подражает им в движениях и действиях.
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и др.).
Кроме решения программных задач нам, конечно же, было важно:
• создать все необходимые условия для их решения,
• установить эмоционально-положительное взаимодействие воспитателя с детьми и детей между собой,
• подобрать и использовать в работе способы, нацеленные на развитие мелкой и общей моторики в разных видах деятельности,
• вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ, в частности и в вопросах речевого и двигательного развития детей.
В настоящий момент работа идет полным ходом. Сначала мы провели анкетирование родителей с целью знакомства с семьями и особенностями детей. В результате анкетирования выяснилось, что у 50% родителей дети- первенцы. Работа с такими семьями требует особого подхода. Её цель - оказать молодым родителям помощь в воспитании, обозначить ключевые моменты в развитии детей раннего возраста, познакомить их с наиболее эффективными методами развития детей.
Мы провели собрание на тему «Влияние развития мелкой и общей моторики на развитие речи детей», рассказали о результатах исследований ученых в этой области, продемонстрировали пособия, имеющиеся в группе, порекомендовали родителям ознакомиться с литературой по вопросу, дали конкретные советы по развитию общей и мелкой моторики детей дома.
Родители предложили пополнить среду группы новыми пособиями. Их поддержка порадовала нас, продемонстрировала понимание родителями важности проблемы. Очень много игр и пособий изготовлено руками педагогов и родителей:
«Посади бабочку на цветок», «Спрячь мышку», «Корабли», «Найди шарик к ниточке», «Кто спрятался в домике?», «Замочки», Дидактический коврик, Дидактические ботиночки, шнуровки, пуговички, бочата, «Пуговки на ниточке», «Намотай ленточку», «Кто в домике живет». С этими пособиями вы можете познакомиться на выставке
Родители приняли участие в совместном досуге «Ладушки-ладушки. Где были? У бабушки» Целью досуга была передача педагогического опыта старшего поколения родителей (бабушек и дедушек)- младшим. С родителями проведены практикумы по использованию пальчиковой гимнастики.
Мы можем сказать, что, несмотря на то, что наша группа существует всего несколько месяцев, в настоящий момент контакт с родителями налажен, они являются не только нашими активными помощниками, но зачастую и инициаторами наших совместных дел. Родители становятся нашими партнерами в решении образовательных задач.
В своей работе мы учитывали то, что взаимосвязь речевой и двигательной деятельности ребенка проявляется в этапах освоения слова:
• слуховое восприятие слова в единстве со зрительным восприятием предмета
• обследование предмета ребенком, сопровождаемое речью взрослого,
• активизация слова в речи ребенка, сопровождаемое действиями с предметом,
• восприятие текстов без наглядной основы.
Соответственно, показывая детям игрушки, мы называем их, многократно повторяя, даем предмету характеристику, предлагая его потрогать. Многократно проговариваем при этом одни и те же слова. Например: «Это собачка. Хорошая собачка. Мягкая, пушистая. Давай погладим. Вот какая мягкая, пушистая, хорошая собачка» Ненавязчиво предлагаем повторить, т. е. активизировать в речи услышанные слова, продолжая вместе с ребенком поглаживать собачку. При этом используем приемы договаривания, совместного проговаривания, вопросы к ребенку.
Работу по развитию речи проводим в течение всего дня и решаем задачи по развитию всех сторон речи : накопление содержания для речи ребенка, активизация словаря.
В своей работе используем игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. Это как простые («сорока-сорока», так и более сложные («Капустка») стихи, потешки, в которых реальный мир представлен ярко,художественно и понятно для маленьких детей. Рифмованные подсказки к заданным движениям легко воспринимаются ребенком на слух и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Мы стараемся подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Перед выполнением показываем действие, сопровождаемое словами. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: играет кистями рук, загибает пальчики, протягивает руки вперед, изменяет ритм движений соответственно ритму текста, длину и громкость звука («паровоз стучитколесами, гудит, «часики тикают»).
Мы стремимся создавать условия для сопровождения детьми игровых действий речевыми высказываниями (укачивание, одевание, купание, кормление, лечение куклы, катание машинок, строительство и обыгрывание построек и др.).
Мы поддерживаем стремление самостоятельно действовать с предметами, организуем общение с ребенком в процессе предметной и игровой деятельности, обогащаем словарь. В деятельности используем только те предметы и действия с ними, которые вызывают больший интерес, а тем самым и большую речевую активность.
Наше общение с ребенком во время режимных моментов создает благоприятную основу для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми речевых форм вежливого общения. Частая повторяемость процессов самообслуживания формирует ручную умелость детей, а разнообразие и обилие предметов, с которыми дети сталкиваются, требуют общения со взрослыми.
Игры и действия с предметами (мозаиками, вкладышами, пирамидками, открывающимися игрушками, расстегивание пуговиц и др., представленными на дидактическом столе, способствуют сенсорному развитию детей, активизации ориентировочно-исследовательских действий с предметами, в ходе которых они познают их основные свойства – цвет, форму,величину и др. и называют их.
В группе имеется место для игр с водой. Мы создаем условия для комментирования своих действий,звукоподражаний (игры-упражнения «Стираем платочки», «пальчики разбежались», «Рыбка плещется»). В упражнении «Пальчики побежали вперед» отводим большой палец ребенка назад, создавая, таким образом, растяжку и мышечное напряжение, побуждаем малыша, перебирать пальчиками, передвигаться по дну бассейна.
Игры-забавы с водой и воздухом используем и с целью формирования правильного речевого дыхания детей. Стимулируем длительный выдох,
контролируя его силу и длительность, с помощью следующих приемов: пить через соломинку, выдувать воздух в стакан до образования пузырей («волшебные пузыри», поддувать мелкие легкие предметы («бабочки, лети!», «чья птичка дальше улетит», «мельница»).
Помня о влиянии развития крупной моторики на развитие речи, мы стремимся создать в группе и на участке все необходимые условия. Для этого мы максимально стараемся организовывать прогулки на свежем воздухе, в группе освобождаем пространство для свободного передвижения детей. Используем крупные двигатели – машинки, коляски, мяч-прыгун, горку.
Причем, заметив, насколько горка активизирует движения малышей, используем ее и в группе и на улице. У нас очень большой участок. В целях безопасности участок огорожен заборчиком, что позволяет детям осваивать довольно большое пространство, не встречаясь ни с какими опасностями. Все лето мы организовывали игры с песком и водой на участке. Детям нравится играть с деталями мягкого конструктора, шагать по различным дорожкам, пролезать под дидактическим столом.
В нашей группе есть такая известная всем игрушка юла. Вернее, их несколько. Эта игрушка совершенно заслуженно является любимой многими поколениями маленьких детей. Мы целенаправленно учим детей заводить юлу и у нескольких это уже получается! А ведь это довольно сложное в двигательном плане движение!
Неоценимую помощь в работе нам оказывают специалисты детского сада – педагог-психолог Некрасова Ю. В. и музыкальный руководитель Почекунина А. И. Юлия Викторовна не только руководила всем ходом адаптации, но и подсказала нам множество методов и приемов взаимодействия с детьми, в том числе и в речевом плане. Алла Ивановна входе организованной музыкальной деятельности побуждает детей двигаться под музыку, произносить слова в коротких песенках, пропевать их, способствует активизации двигательной и речевой активности детей.
Несмотря на то, что с начала нашей работы с детьми прошло совсем немного времени, мы можем утверждать, что наблюдаем значительные изменения в речи наших детей. У 7 детей появились первые слоги, … 9 детей говорят отдельные слова. Практически каждый день мы слышим от наших малышей что-то новое. Конечно, это приносит нам большую радость и удовлетворение!