Получи документы

Влияние мини-музея на развивающую предметно-пространственную среду

Вера Бурцева
Влияние мини-музея на развивающую предметно-пространственную среду

Влияние мини-музея на развивающую предметно-пространственную среду

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Создавать этот мир красоты, фантазии и творчества помогают мини-музеи. В каждой возрастной группе создан мини-музей : «Учёного кота», «Куклы», «Писанки», «Колокольчики», «Насекомые», «Декоративно-прикладное творчество», «Мой город», «Животные Самарского края», «Самовар», «Матрёшка», «Опавшие листья», «Соломенная скульптура», «В гостях у сказки», «Часы».

Публикация «Влияние мини-музея на развивающую предметно-пространственную среду» размещена в разделах

Мини-музеи позволяют обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его родные. Тема мини-музея в каждой группе выбиралась, исходя из интересов, возраста и потребностей воспитанников. Родители принимали участие на всех этапах создания мини-музея : при постановке целей и задач, при выборе места для расположения, собирали экспонаты, помогали в оформлении.

Большое внимание уделяли расположению мини-музея. Все мини-музеи расположены в групповом помещении, что позволяет воспитателю в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Многие родители не имеют полного представления о работе детского сада. А мини-музеи позволяют привлечь родителей к жизни Бюджетного учреждения.

Согласно ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и функциональной. Реализовать эти принципы помогает мини-музей.

Материал мини-музеев имеет образовательно-воспитательное значение для детей, вызывает в детях любознательность.

Например, в мини-музее «Учёного кота» экспонаты располагаются подгруппами по разделам:

Время: часы и календари.

• Длина.

• Температура.

• Вес.

Раздел «Время» имеет подраздел «Природные часы». Экспонаты этого раздела служат своеобразной иллюстрацией к рассказам педагогов о том, как наши предки определяли время до изобретения первых приборов. В его состав включены:

1. Солнышко (Солнце - первые часы, которые человек начал использовать с древнейших времён. В давние времена даже договаривались о каком-либо деле, ориентируясь на положение солнца. Например, в старину мама могла так наказывать детям: «Гуляйте, но как солнце окажется в самом зените (в самой верхней точке, приходите обедать. А когда солнышко коснётся верхушки леса, пригоните корову с пастбища. Когда же солнце коснётся горизонта, пойдёте с отцом на рыбалку».)

2. Петушок (Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поёт примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Голосистого петушка использовали в качестве будильника. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко ещё и не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договориться о встрече. Например, можно было сказать так: «Завтра пойдём в лес по грибы да по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

3. Цветочные часы. Макет иллюстрирует рассказ педагога о связи раскрываемости цветков и времени суток.

Подраздел «Часы, которые изобрёл человек». Эта часть экспозиции знакомит детей с эволюцией приборов, показывающих время.

1. Солнечные часы.

2. Песочные часы.

3. огненные часы. К такому типу часов относятся свечные и огненные часы. Особую свечу придумали в Испании. По всей её длине наносили 24 деления (по количеству часов в сутках). Сгорая, свеча за один час уменьшалась на одно деление. Слуга, следивший за часами-свечой, докладывал королю: «Ваше величество, один час прошёл!»

4. Современные часы представлены как реальными предметами, так и их изображениями. Например, картинки необычных, уникальных часов, которые могут заинтересовать детей: часы на здании кукольного театра им. С. Образцова (когда в 12 ч. на них открывались резные дверцы, появлялись фигурки кукол, часы «Павлин» из Оружейной палаты в Москве, знаменитые пражские часы с двигающимися фигурами.

Раздел «Календарь» помогает понять, как измеряются и фиксируются более длительные отрезки – неделя и год. Здесь представлены разнообразные макеты, модели, схемы. Как и в предыдущем разделе, первые экспонаты помогают детям узнать, каким образом отсчитывали время наши предки.

1. Луна, Месяц. Схема убывающей и растущей Луны помогает понять, что такое неделя.

2. Времена года. Ориентирами в старину служили и времена года. Они отражены в открытках, фотографиях, рисунках, моделях. Рассказывая о разных сезонах, педагоги обсуждают значение старинного выражения «Сколько зим, сколько лет!»

3. Дерево загадок. На ветке закрепляются медальоны с загадками о временах года. Дети выбирают медальон, а педагог зачитывает загадку.

4. Лента времени – с помощью символов на ней отражены этапы развития жизни на Земле.

5. Коллекция календарей: отрывные, перекидные, плакаты, карманные, сувенирные.

6. Природные календари. Спил дерева – это своеобразный календарь, подсчитав годовые кольца которого можно узнать, сколько дереву лет. Толщина колец свидетельствует о том, засушливым или благоприятным было лето. Надо отметить, что совсем необязательно спиливать некоторые деревья, чтобы узнать, сколько им лет. Например, ель и сосна сами подскажут свой возраст. Нужно только подсчитать количество мутовок (места, из которых растут ветки или сучки) и прибавить ещё два года. (В первые годы ростки не ветвятся.)

7. Черепаха. Необычным «ходячим» (правда, очень медленно) календарём является черепаха. Её панцирь украшен узором из многоугольников. Каждый многоугольник, как и спил дерева, состоит из годовых колец.

Раздел «Длина» представлен разнообразными линейками, коробочкой с разнообразными мерками (карандаши, кирпичики, кубики и т. п., коробочкой с лентами, тесьмой различной длины для измерения, дидактическим набором «Палочки Кюизенера».

Раздел «Температура». В качестве экспонатов используются муляжи, макеты и игрушечные медицинские термометры. Набор иллюстраций с изображениями разных времён года и разных состояний погоды позволяет детям потренироваться в выкладывании картинок в последовательности повышения или понижения температуры.

Забавны для детей такие необычные экспонаты мини-музея, как три игрушечные собачки. Именно таким удивительным способом обозначали температуру аборигены Австралии. Если для того, чтобы согреться ночью, достаточно было прижаться к одной собаке, то аборигены так и говорили: «Холод в одну собаку». Если приходилось укладываться между двумя собаками, то мороз был «в две собаки». Самой суровой считалась ночь «в три собаки».

Раздел «Вес». Представление о весе дошкольники лучше всего усваивают в процессе исследований. Эта часть экспозиции предоставляет ребёнку условия для самостоятельных действий. Для этого на полочках размещены разнообразные весы, гири.

Весы и настоящие (безмен, аптекарские, и игрушечные; наборы разнообразных гирь и предметов для взвешивания; материалы для самостоятельного изготовления весов. Такие весы для игр в магазин делали во дворах дети 1950-70 годах. Для этого брали покатый камушек, на который клали небольшую дощечку. Равновесие дощечки устанавливалось с помощью особых гирек – камешков разной величины. Мешочки с крупой, одинаковые по цвету и размеру, но разные по весу. Дети располагают мешочки в порядке возрастания или убывания веса, ориентируясь лишь на собственные ощущения. Такие упражнения развивают и сенсорику.

Практически в каждом разделе есть приборы и дидактические пособия, с которыми дети могут работать самостоятельно.

Как использовать мини-музей в работе с детьми.

Экспонаты музея служат хорошим иллюстративным материалом ко многим литературным произведениям, например к таким, как: Т. Д. Нуждина «В мире вещей» (главы «Будильник», «Весы», «Термометр», «Часы», «Календарь», В. Берестов «Часы», Я. Бжехва «Муха-чистюха», В. Даль «Старик-годовик», С. Михалков «У меня опять тридцать шесть и пять», Г. Остер «Тридцать восемь попугаев», Н. Подлесова «Календарь», В. Приходько «Часы».

Другой мини-музей «В гостях у сказки». Как и в любом мини-музее, в музее сказок обязательно нужен композиционный центр, который будет сразу выделяться. В нашем мини-музее это сказочный дуб и волшебный сундук, в котором хранятся сказочные предметы.

В музее используются карточки с загадками, расположенные на цветике-семицветике. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками. В музее расположены разнообразные настольные игры, карточки с заданиями и раскраски на сказочную тему, разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизаций.

В музее находится портретная галерея великих сказочников.

Идея создания мини-музея «Опавшие листья» родилась во время осенних наблюдений как ответ на детский вопрос: «Куда деваются опавшие листья?» При оформлении мини-музея использованы засушенные листья деревьев разных пород.

Разделы и экспонаты мини-музея :

Раздел «Дерево загадок»

На дерево прикреплены листочки с загадками. В течение дня дети вместе с воспитателем нередко проходят мимо мини-музея. Воспитатель всегда может предложить им остановиться у дерева и отгадать несколько загадок (с другой стороны дерева – стихотворения по временам года). Этот раздел способствует семейному общению: дети вместе с родителями отгадывают загадки перед уходом из детского сада.

Раздел «Кому и для чего нужны опавшие листья»

В этом разделе помимо разных листьев представлены рисунки, фотографии животных, которые так или иначе используют листья. Например, птица-портной делает из них гнездо. Для этого она сворачивает лист и сшивает его края травинкой. Таким же способом тропическая лягушка-квакша строит убежище для своего будущего потомства. В «кулёчек» из листьев лягушка откладывает икру. Некоторые народы до сих пор делают плетёные крыши из сухих листьев.

Раздел «Листья для художника»

Засушенные осенние листья – прекрасный материал для творчества. В мини-музее представлены разнообразные картины из сухих листьев, объёмные работы, макеты, выполненные детьми или совместно с родителями.

Раздел «Листья – вкусная еда» представлен иллюстрациями, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья – это корм для самых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу листья некоторых растений (капуста, салат, лавровый лист и т. д.) Опавшие листья едят дождевые черви.

Раздел «Листья лечат» рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев (крапива, шалфей, брусника).

Экспонаты раздела «Листья и почва» - разнообразные сухие листья, хвоинки. Здесь находится модель почвы в стеклянной ёмкости, в верхней части которой лежат опавшие листья. Модель сделана следующим образом. На дно насыпали слой камешков, сверху поочерёдно слои глины и песка. В верхней части ёмкости слой плодородной почвы с корешками и сухими листьями.

Раздел «Волшебные превращения листьев» рассказывает о том, что происходит с опавшими листьями. Здесь представлены образцы листьев, начиная с зелёного и заканчивая тёмным.

Уголок самостоятельной деятельности занимает «Лиственная игротека». Здесь ребёнок самостоятельно или с родителями может выполнить ряд заданий. Например, найти такой же лист, определить, с какого дерева лист, узнать лист по его тени.

Игра «Разложи листья». В коробке лежат карточки, к которым прикреплены листья клёна от зелёного до тёмно-коричневого, такие же, как в разделе «Волшебные превращения листьев». Задача ребёнка – разложить листья в нужном порядке так, чтобы они отражали «волшебные превращения» листьев в почву.

Любая экспозиция учитывает следующую логическую цепочку:

восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

В группах для самостоятельной деятельности детей, чтобы зажечь огонёк пытливости и любознательности усилиями воспитателей, родителей и детей созданы лэпбуки – интерактивные папки на определённую тему. Лэпбуки созданы по самым разнообразным темам: «Народные сказки», «Декоративно-прикладное творчество», «Сказки К. И. Чуковского», «Матрёшка», «Самара-город, Самара-крепость», «Сказки», «Россия – родина моя».

Прикреплённые файлы:

vlijanie-mini-muzeja_ia4ku.pptx | 14214,42 Кб
 
Публикации по теме:

Оформление мини-музея «Спорт и дети!»Оформление мини-музея «Спорт и дети!» Как известно в 2018 году в России произойдет грандиозное событие в мире спорта - это Чемпионат мира по футболу. Самара вошла в один из городов,.

Паспорт мини-музея «Кисонька-мурысонька» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с №17) Адрес: 155800, г. Кинешма.

Паспорт мини-музея «Транспорт» Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 43» Управления делами.

Паспорт мини-музея «История в фотографиях» .

Проект по созданию мини-музея «Матрешка» Цель проекта: • Развитие эмоционально-ценностного отношения к русской культуре через художественно-продуктивную деятельность. • Формировать.

Проект мини-музея «Музыкальная радуга»Проект мини-музея «Музыкальная радуга» ПроектМини-музей «Музыкальная радуга» 1. Вид проекта: информационный 2. Срок реализации: 2 месяца 3. Участники проекта: дети подготовительной.

Проект мини-музея «Значки» Актуальность: Происхождение слова "музей" пошло от греческого "храм музы". Музеи занимаются изучением истории, собиранием памятников культуры,.

Проект мини-музея «Дедушкин чуланчик» Проект: мини – музей «Дедушкин чуланчик» Возраст детей 6 – 7 лет Аннотация «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый.

Создание мини-музеяСоздание мини-музея Детки совместно с родителями дома изготовили макеты животных из различных материалов. Рассказ детей о том как и каких животных они сделали.

Создаём предметно-развивающую среду в ДОУ своими руками для юных художниковСоздаём предметно-развивающую среду в ДОУ своими руками для юных художников Рисовать я буду! Рисовать я буду, Каждому рисунку Радуясь, как чуду! (А. Барто) Маленькие детишки обожают рисовать, особенно там, где необычно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мини-музея на развивающую предметно-пространственную среду
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 07:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД