Приложение МААМ

Влияние музыки на речевое развитие детей

Наталия Романова
Влияние музыки на речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

На сегодняшний день в детских садах самая актуальная тема - коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в дошкольном возрасте, а так же наиболее эффективно поддаётся коррекции при своевременном лечении. Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей. Очень важным и действенным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых лежит комплексное сочетание слова, музыки и движения.

Публикация «Влияние музыки на речевое развитие детей» размещена в разделах

Логоритмика, или речевое музицирование, в широком значении слова, это система музыкально – рече – двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. Учёными доказана связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов, (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Эти упражнения благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей детей и решают многие музыкальные задачи : развитие детского голоса, творческой фантазии, формирование способностей к взаимодействию с партнёрами, развитие звуковысотного слуха, вырабатывание непрерывного дыхания и динамики.

Приоритетным направлением в коррекционно – воспитательной работе является интеграция музыки и других видов деятельности (развитие речи, изодеятельность, физическая культура). Почему именно музыка?

Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Музыка, как форма специфического невербального эстетического воздействия, является эффективным методом организации музыкально – коррекционного занятия.

Каждый из видов музыкального воздействия, какую бы форму он не имел (вокальную, инструментальную, речевую, двигательную, вызывает в ребёнке определённое чувство эмоциональных изменений в поведении, влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику и тем самым на речь,

Мы знаем, что музыка является одним из эффективных выразительных средств развития речи детей. Музыка в этом вопросе — незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций: музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, слову в музыке соответствует мотив. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

Опираясь на эти знания, можно использовать как можно больше разнообразных методов и приемов не только на музыкальных занятиях, но и в режимных моментах, и на других НОД. Организованно образовательную деятельность мы начинаем с приветствия - распевки, где дети не только поют, но и выполняют движения.

«Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Люди с песней просыпайтесь,

И друг другу улыбайтесь!»

Такие распевки не только развивает речь, память, но помогает детям легче вступить в контакт со сверстниками, наладить доверительные отношения друг к другу, повысить настроение.

С детьми младшей группы можно использовать хороводные, пальчиковые и подвижные игры. На музыкальных занятиях в младшей группе почти во всех музыкально-ритмических движениях используется слово, т. е. педагог поет со словами, а дети выполняют те движения, о чем поет педагог. В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи, их можно использовать во всех режимных моментах.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Как говорил В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому с детьми надо использую пальчиковые игры. Таким образом, решается несколько задач: развивается речь ребенка, дыхание, протяжное пение, моторика рук, ритмические движения. Развитию ритмических движений способствуют упражнения «Прохлопай». Дети хлопают в ладоши «громко и быстро», «тихо и медленно», «громко и медленно», «тихо и быстро».

Связь мелкой моторики и речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку : «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей : слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму. У Е. Железновой подобрано много музыкальных песен, которые можно использовать вместо физкультурных разминок, даже на НОД («У жирафа», «Паучок», «Тук-тук, туки - тук» и др.). Также у Е. Железновой есть игры «Музыкальные слоги», в которые дети с удовольствием играют, они легко запоминаются и с их помощью тоже развивается разговорная речь детей. Они похожи на чистоговорки, которые можно использовать воспитателям в повседневной жизни с детьми. Например: «Са-са-са в лесу живет лиса», «Бы-бы-бы у нас растут грибы». Эти чистоговорки не только можно проговаривать, а так - же и пропевать.

На музыкальных занятиях в работе над певческими навыками мы особо уделяем внимание на дикцию, артикуляцию.

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности способствует развитию речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние музыки на речевое развитие детей
Опубликовано: 3 апреля 2020 в 14:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние музыки на речевое развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Романова (УИ 327607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД