Алия Идрисова
Влияние несформированного внимания младших школьников с нарушением зрения на их образовательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние несформированного внимания младших школьников с нарушением зрения на их образовательную деятельность
Младшие школьники с нарушением зрения характеризуются недостаточной сформированностью произвольного внимания и незрелостью мыслительной деятельности, что зачастую является причиной трудностей при овладении учебными знаниями, умениями и навыками.
Публикация «Влияние несформированного внимания младших школьников с нарушением зрения на их образовательную деятельность» размещена в разделах
Внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме. [8, с. 141]
Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
По мнению ученых, нарушение зрения негативно влияет на развитие практически всех свойств внимания : объема, устойчивости, концентрации, распределения и переключаемости, но при благоприятных условиях обучения и воспитания, коррекционной работе с ребенком, возможно получить хорошие результаты его развития.
Наиболее важным условием коррекционной работы со слабовидящими учениками является соблюдение принципа наглядности, что позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации.
В процессе работы с наглядным материалом необходимо учитывать, что не все слабовидящие дети различают цвета, могут длительное время сосредотачивать внимание; у некоторых детей ограничено поле зрения, а большинство детей не могут полностью охватить рисунок, и изучают его по частям - слева направо, сверху вниз.
При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог расширяет возможности знакомства детей с разнообразными качествами и свойствами, отличительными и общими признаками изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядного материала позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.
Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий при формировании у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия при изучении предмета или объекта.
При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме «Овощи», «Фрукты», «Посуда» и др.) в качестве наглядного материала обязательно предъявляются реальные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их вкус, запах) на следующих занятиях можно перейти к заменителям: муляжам, моделям, игрушкам, изобразительному наглядному материалу.
Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях (например, на специальных коррекционных занятиях по обучению детей приемам осязательного обследования, при обучении счету, составлению арифметических задач и т. д.).
При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях следует соблюдать определенные требования:
- предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного
обследования;
- предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко
выраженными основными деталями;
- предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом
основными деталями.
Дидактические игрушки.
Используемые на занятиях для ознакомления детей с предметами быта (например, газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель, также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т. е., должны быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека – должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.
У детей с нарушением зрения вызывает интерес, в том числе то, что позволяет им познать мир, особенно в тех случаях, когда ребенок не может увидеть или рассмотреть объект окружающей действительности в натуральную величину. В этих случаях мы прибегаем к использованию миниатюрных копий объектов окружающей действительности: точные миниатюры животных, 3D пазлы, рельефные карты и глобусы, рельефные макеты, конструкторы, в том числе бревенчатых домов и т. д., что позволяет слабовидящим «увидеть» в миниатюре те объекты, которые из-за нарушенного зрения они не могут увидеть в оригинале.
При подборе или изготовлении изобразительного наглядного материала следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.
Тупоногов Б. К. [15] ссылается в своей работе на данные исследований В. П. Жохова и других, в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения предметов. Так, при остроте зрения 0,01 – 0,03 это – не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04 – 0,08 – не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09 – 0,2 - не менее 3 мм.
Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветном исполнении, чем черно-белые, силуэтные, контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизируют зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие, амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.
В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.
Выпуск наглядного материала для детей с нарушения зрения ограни-чен. Например, издавалась серия предметных и сюжетных изображений для слабовидящих детей (автор Л. И. Плаксина). К сожалению, тематика выпускаемых специальных пособий не широка, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребности в них. В то же время следует отметить, что в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных иллюстрированных пособий для развития речи, ознакомления детей с профессиями и тому подобное. Многие из них могут использоваться в обучении детей со зрительной патологией, но при условиях их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия.
Адаптация изобразительного иллюстрированного наглядного материала предполагает следующее:
- четкое выделение общего контура изображения;
- усиление цветового контраста изображения;
- выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении;
- уменьшение количества второстепенных деталей;
- в сюжетных многоплановых изображениях - выделение переднего, среднего и задних планов.
Нередко приходится самостоятельно изготавливать изобразительный наглядный материал. Для этого используется прием созданий аппликаций из предметных изображений. При изготовлении демонстрационного иллюстрированного наглядного материала необходимо учитывать:
- смысловое содержание и четкость изображения, от этого во многом зависит - успешность его восприятия и осмысления детьми;
- возраст детей, на которых рассчитан этот наглядный материал, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т. е. наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;
- особое внимание следует уделить точной передаче формы изобра-женных предметов, как одной информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура;
- точно передавать строение предмета, пространственное расположе-ние его частей, их пропорциональное соотношение;
- правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.
При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает.
Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30.
К подбору для демонстрации детям слайдов, диафильмов, кино и ви-деоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зри-тельного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых предметах и явлениях.
Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным коли-чеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графическом наглядном материале условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т. е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.
В результате коррекционного обучения у слабовидящих, как правило, отмечаются положительные результаты, и наглядный материал следует усложнять: переходить от цветного изображения к черно-белому (теневые, контурные, зашумленные изображения).
Опыт моей работы доказывает, что при правильном организованном индивидуальном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию наших детей, они, как правило, способны на значительный прогресс в развитии, что в будущем дает им возможность успешно адаптироваться в обществе.