Надежда Гуляева
Влияние словесных игр на развитие речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеёк» Республика Хакасия.
Город Сорск, ул. Дружбы 3 а
mdou.rucheek7@уandex.ru
т. р. 83903325098
Влияние словесных игр на развитие речи дошкольников.
Публикация «Влияние словесных игр на развитие речи дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Становление нервной системы ребёнка и образование физиологического аппарата интеллекта и эмоционально-волевой сферы происходит в социальной среде, которая обеспечивает ему речевое общение. Воспитатель должен считаться с биологической природой ребёнка, помнить, что упущенные возможности речевого развития детей в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.
Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. В связи с этим, необходимо, прежде всего, обогащать словарный запас. Это происходит во время общего учебно-воспитательного процесса. Осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим миром.
Формирование разных сторон языка дошкольника имеет свою специфику. Он познает себя и мир через игру. Ребёнок не может просто не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Это качество я и использовала в работе над развитием речи.
Например, в беседу о первом снеге внесла некоторые элементы игры, предложив такое задание:
«Кто придумает самое красивое слово, описывающее снег». Дети предложили: «Белый, лучистый, серебристый, сияющий, загадочный, блестящий, необыкновенный». Затем подбирали глаголы, позволяющие описать снегопад. Дети называли слова : «идёт, кружится, опускается, летит, вьется» и изображали действия.
Такая работа была продолжена в процессе беседы по сказке «Лиса и рак». Дети подбирали слова, характеризующие героев сказки. Были придуманы такие слова : «хитрый, хитрющий, умный-преумный, хитрюга, смелая, находчивая». В повседневной жизни я стимулирую и побуждаю детей к использованию новых слов.
Освоение звуковой культуры речи также происходит в игровой форме. Предлагаю такие игровые моменты:
-Пчёлка пчёлка, пожужжи.
-Заводные игрушки.
-Кошки- поцарапушки ит. д.
Такие игры помогают нерешительным, застенчивым детям.
К трем-четырём годам малыш овладевает основными формами грамматической системы языка. Несмотря на эти достижения, речь четырёхлетнего ребёнка весьма несовершенна.
Достичь хороших результатов помогли лингвистические игры. Вот некоторые из них:
1- Теремок. (в результате дети легко овладели согласованием существительных мужского и женского рода с глаголами прошедшего времени)
2- Были – нет (котята-котят)
3- У кого кто?
4- Был один, а стало много.
Такие игры помогли детям понять некоторые законы словообразования.
Исследователи детской речи отмечают общераспространённость явления словотворчества и большую точность детей в выборе языковых средств. для него.
Так, например, в коллективной игре «Почтальон принёс открытки» каждый ребё нок получил открытку с изображением спортсменов: борцов, бегунов, пловцов и др.
Детям было предложено назвать человека, который занимается этим видом спорта. Вариантов ответа было много: плавальщик, плывун, купальщик, борчук, бегунок и др.
В другой игре я предложила придумать кличку щенку так, чтобы было понятно, что он весёлый. Они придумали: Смешок, Веселун, Весельчак, Веселинка.
Интересны и полезны оказались и такие игры:
1-Подбери слово. Эта игра позволила обогатить речь детей прилагательными и глаголами. Они легко стали подбирать к предметам слова, обозначающие признаки и действия.
2-Запомни слово Я предлагаю слово, дети повторяют его, добавляю каждый раз по одному слову, а дети должны назвать всю цепочку слов. После неоднократного использования этой игры дети могли произносить цепочки слов с разной скоростью.
3-Найди больше.
В этой игре закрепились знания детей о многозначности слов.
Так как программа Детство предусматривает умение детей делать звуковой анализ слов, я стала использовать игры, позволяющие обучить и закрепить эти знания. Например:
1-Какой звук не успел спрятаться? Я произношу слово, и каждый раз выделяю какой-либо звук. Дети должны его назвать. Сначала дети затруднялись, но в дальнейшем большинство детей стали справляться легко с таким заданием.
2-Кто уйдёт дальше. Эта игра стимулировала детей делить слова на слоги. Они с удовольствием придумывали слова, правильно выделяли и считали слоги.
3-Собери урожай. Дети складывают, находят, сортируют овощи и фрукты с заданным звуком.
В старшей группе дети не умею читать, но уже знают буквы. Поэтому включала такие игры, которые позволяют закрепить эти знания. Предлагаю группировать слова по первым буквам, последним, зачёркивать и обводить буквы в написанных словах.
Такой комплексный подход позволил развить у детей языковое чутьё, фонематический слух. Дети стали лучше ориентироваться в типичных способах словоизменениях и словообразования., свободно использовать арсенал грамматических средств в разных формах общения со взрослыми и детьми.