МААМ-картинки

Влияние словесных игр на развитие речи дошкольника

Надежда Гуляева
Влияние словесных игр на развитие речи дошкольника

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ручеёк» Республика Хакасия.

Город Сорск, ул. Дружбы 3 а

mdou.rucheek7@уandex.ru

т. р. 83903325098

Влияние словесных игр на развитие речи дошкольников.

Публикация «Влияние словесных игр на развитие речи дошкольника» размещена в разделах

Становление нервной системы ребёнка и образование физиологического аппарата интеллекта и эмоционально-волевой сферы происходит в социальной среде, которая обеспечивает ему речевое общение. Воспитатель должен считаться с биологической природой ребёнка, помнить, что упущенные возможности речевого развития детей в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.

Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. В связи с этим, необходимо, прежде всего, обогащать словарный запас. Это происходит во время общего учебно-воспитательного процесса. Осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим миром.

Формирование разных сторон языка дошкольника имеет свою специфику. Он познает себя и мир через игру. Ребёнок не может просто не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Это качество я и использовала в работе над развитием речи.

Например, в беседу о первом снеге внесла некоторые элементы игры, предложив такое задание:

«Кто придумает самое красивое слово, описывающее снег». Дети предложили: «Белый, лучистый, серебристый, сияющий, загадочный, блестящий, необыкновенный». Затем подбирали глаголы, позволяющие описать снегопад. Дети называли слова : «идёт, кружится, опускается, летит, вьется» и изображали действия.

Такая работа была продолжена в процессе беседы по сказке «Лиса и рак». Дети подбирали слова, характеризующие героев сказки. Были придуманы такие слова : «хитрый, хитрющий, умный-преумный, хитрюга, смелая, находчивая». В повседневной жизни я стимулирую и побуждаю детей к использованию новых слов.

Освоение звуковой культуры речи также происходит в игровой форме. Предлагаю такие игровые моменты:

-Пчёлка пчёлка, пожужжи.

-Заводные игрушки.

-Кошки- поцарапушки ит. д.

Такие игры помогают нерешительным, застенчивым детям.

К трем-четырём годам малыш овладевает основными формами грамматической системы языка. Несмотря на эти достижения, речь четырёхлетнего ребёнка весьма несовершенна.

Достичь хороших результатов помогли лингвистические игры. Вот некоторые из них:

1- Теремок. (в результате дети легко овладели согласованием существительных мужского и женского рода с глаголами прошедшего времени)

2- Были – нет (котята-котят)

3- У кого кто?

4- Был один, а стало много.

Такие игры помогли детям понять некоторые законы словообразования.

Исследователи детской речи отмечают общераспространённость явления словотворчества и большую точность детей в выборе языковых средств. для него.

Так, например, в коллективной игре «Почтальон принёс открытки» каждый ребё нок получил открытку с изображением спортсменов: борцов, бегунов, пловцов и др.

Детям было предложено назвать человека, который занимается этим видом спорта. Вариантов ответа было много: плавальщик, плывун, купальщик, борчук, бегунок и др.

В другой игре я предложила придумать кличку щенку так, чтобы было понятно, что он весёлый. Они придумали: Смешок, Веселун, Весельчак, Веселинка.

Интересны и полезны оказались и такие игры:

1-Подбери слово. Эта игра позволила обогатить речь детей прилагательными и глаголами. Они легко стали подбирать к предметам слова, обозначающие признаки и действия.

2-Запомни слово Я предлагаю слово, дети повторяют его, добавляю каждый раз по одному слову, а дети должны назвать всю цепочку слов. После неоднократного использования этой игры дети могли произносить цепочки слов с разной скоростью.

3-Найди больше.

В этой игре закрепились знания детей о многозначности слов.

Так как программа Детство предусматривает умение детей делать звуковой анализ слов, я стала использовать игры, позволяющие обучить и закрепить эти знания. Например:

1-Какой звук не успел спрятаться? Я произношу слово, и каждый раз выделяю какой-либо звук. Дети должны его назвать. Сначала дети затруднялись, но в дальнейшем большинство детей стали справляться легко с таким заданием.

2-Кто уйдёт дальше. Эта игра стимулировала детей делить слова на слоги. Они с удовольствием придумывали слова, правильно выделяли и считали слоги.

3-Собери урожай. Дети складывают, находят, сортируют овощи и фрукты с заданным звуком.

В старшей группе дети не умею читать, но уже знают буквы. Поэтому включала такие игры, которые позволяют закрепить эти знания. Предлагаю группировать слова по первым буквам, последним, зачёркивать и обводить буквы в написанных словах.

Такой комплексный подход позволил развить у детей языковое чутьё, фонематический слух. Дети стали лучше ориентироваться в типичных способах словоизменениях и словообразования., свободно использовать арсенал грамматических средств в разных формах общения со взрослыми и детьми.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние словесных игр на развитие речи дошкольника
Опубликовано: 12 января 2015 в 11:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД