Надежда Варламова
Влияние театрализованной игры на развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это волшебный мир, который учит ребенка видеть прекрасное в жизни, в людях. Театрализованные игры воспитывают художественный вкус, развивают творческий потенциал, формируют интерес к театральному искусству.
Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).
Публикация «Влияние театрализованной игры на развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Известно, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания.
Опыт работы показывает, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности соблюдаю ряд условий:
1. Приобщаю детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
2. Осознанно выбираю художественное произведение. Вначале выразительно читаю произведение, затем провожу беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
3. Использую иллюстрации сказочных персонажей, которые играют огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала, характеризующие эмоциональное состояние персонажей. Например, в сказке «Заячья избушка» задаю вопросы «Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.
4. Предоставляю детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинениях, разыгрывании, оформлении своих авторских сюжетов). Например, сказки сочиненные детьми «33 лампочки», «Фарфоровый цветок», «Волшебная бабочка».
5. Организую совместную работу с родителями, предлагая разные формы: досуги «В гостях у сказки», тематические вечера «Любимые сказки», «Театральные встречи», беседы «Правила поведения в театре», консультации «Как смотреть спектакль», «Сказка в жизни ребенка», сочинения сказок, историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в группе оборудован уголок сказки, «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной, например, «Один день из жизни волшебников», «Если бы я был бабочкой, то…».
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.
В данных играх развивается творческая активность детей. Им становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные герои, например, «Смелый, как Буратино», «Отважный, как Чиполлино».
В театрализованной деятельности дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Таким образом, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!