Муженникова Светлана Александровна
Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Современный мир – это мир информационных технологий, в котором можно совершать покупки, не выходя из дома; общаться, находясь на разных континентах. Дети с первых лет жизни погружены в информационное пространство. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что даже взрослому сложно предопределить степень воздействия СМИ, степень же влияние на детскую аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее значительна. В данной статье рассматривается проблема влияния телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста.
Публикация «Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова:средства массовой информации, средства массовой коммуникации, дошкольник, технологии, телевидение, психика, сознание.
В современных условиях развития общества личность не может развиваться вне социума, где одно из центральных мест занимают процессы коммуникации. В нашей работе, будем рассматривать влияние средств массовой информации и телевидения, которое занимают большую часть времени и оказывает огромное негативное воздействие на формирование и развитие человека, в частности ребенка дошкольного возраста. Большинство детей, чье времяпровождение в большей степени посвящено погружению в «информационный ящик», могут в считанные секунды скопировать повадки и манеру поведения, например, любимого киногероя или ведущего какой-либо телепередачи, пропеть какую-нибудь популярную рекламу, быстро запомнить и тут же рассказать информацию из новостей, передач, любых средств массовой информации. Однако, развиваясь, ребенок совместно с поведенческим развитием, усваивает и негативную информацию, которой изобилует большинство телепрограмм.
В настоящее время «информационный взрыв» охватывает все слои общества, включая детей дошкольного возраста. Жить в обществе, которое принято называть информационным, игнорируя тем самым такие явления как телевидение, журналы, кино, возможность беспрепятственного серфинга по Интернет-пространству стало невозможно. Однако, очевидными становятся проблемы, когда многие не семьи не понимают и не придают должного внимания, например, тому, что их ребенок долгое время смотрит телевизор, слушает музыка в наушниках, погружается в виртуальное пространство. Детская психика и самосознание настолько еще не сформировано, что можно утверждать, что именно дети подвергаются наибольшему воздействию со сторону средств массовой информации и телевидения [2].
Необходимо отчетливо понимать, что воздействие средства массовой коммуникации (СКМ) и массовой информации (СМИ) прямым образом оказывают воздействие на сознание подрастающего поколения. При этом, рассматривая психику ребенка, то следует обратить внимание, что практически любое воздействие на его сознание является результативными, так как в данном возрасте еще не сформированы механизмы противостояния какой-либо информации.
Проблема воздействия СМИ и телевидения на ребенка сегодня, несомненно, является одной из актуальных проблем современной педагогики. Если раньше воспитанием ребенка занимались преимущественно родители и воспитателя, то сегодня, вне дошкольного образовательного учреждения, по причине большой занятости членом семьи эту функцию на себя берет телевизор и другие средства коммуникации. Телевидение, компьютер, гаджеты и другие технологии стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет его существования. Практически во всех семьях наблюдается такая картина, что ребенок, едва научившись сидеть, его тут же сажают перед экраном устройства, которое, по сути дела, заменяет реальное живое общение с близкими. Сидение перед телевизором устраивает всех, особенно родителей, когда их ребенок сидит спокойно, не мешает им, не капризничает, находится в безопасности. Однако многие родители не понимают, что сам процесс развития и воспитания ребенка – сложный процесс, требующий пристального внимания и активного участия в жизни ребенка. Длительное времяпровождение ребенка за телевизором или другими электронным устройством может привести к печальным последствиям, а именно, нарушению психического его состояния, так и общего состояния здоровья [4].
На сегодняшний день телевидение, как несколько десятилетий назад, является лидером среди способов свободного времяпровождения, но количество людей, имеющих привычку читать, гулять, заниматься творчеством, наукой значительно уменьшается. Также стоит отметить тот факт, что возросли показатели заболеваемости среди детей. Среди явных последствий, связанных с влиянием СМИ И СМК на другие аспекты жизнедеятельности ребенка, важными являются следующие: уменьшение ресурсов времени; постоянная утомляемость; рассеянность; страх перед окружающим миром; возникновение и прогрессирование чувства одиночества [3].
Подчеркивая негативное воздействие телевидение и СМИ на развитие дошкольника, полностью оградить ребенка от данных технологий и огромного потока информации невозможность. Существует необходимость поиска методов снижающих данное влияния. Существует огромное количество исследований, посвященных данной проблеме, анализ которых позволяет констатировать следующее. Ребенку необходимо внимание, родители, на раннем этапе его развития, должны научить его отличать реальный мир от мира грез. Нельзя допускать, что телевизор, компьютер либо другое устройство коммуникации станет другом ребенку, заменит ему игру на свежем воздухе, друзей, прогулки, чтение книг. Чтобы избежать развития данной проблемы, нужно контролировать времяпровождение своего ребенка, уделять должное внимание этому. Информация, обычно транслируемая в телевизоре, часто просто навязывается, и критически осмыслить ее, переработать ребенку еще не под силу. «Ребенок как губка, легко впитывает в себя все, что ему предлагают: и хорошее, и плохое»[1].
Рассуждая о том, если место средствам массовой информации в жизни ребенка, ответ таков: определенно есть, они должны быть частью детской жизни, но ни в коем случае не должны доминировать. При выборе определенных средств массовой информации преимущество необходимо отдавать тем, которые имеют развивающую, творческую направленность. Речь идет об аудиокассетах, видеоматериалах, о фотографике, интерактивных технологиях – все эти средства коммуникаций, которым есть место в дошкольном образовательном учреждения, хотя бы по той причине, что ребенка, который живет в информационном обществе и цифровом мире, необходимо научить пользоваться этими коммуникационными средствами.
В заключении отметим, что лишить ребенка полностью телевидения и средств коммуникации – неправильное решение. Это невозможно и несущественно. Однако, существует много телепередач, компьютерных игр и приложений с познавательной направленностью, которые являются энциклопедией нравственности и знаний об окружающей действительности. Но полностью погрузить ребенка в информационный поток можно только в том случае, если вы действительно готовы использовать информацию и технологии по назначению, когда они будут не доминирующим устройством, а лишь средством получения полезной информации.
Список литературы
1. Ильясова В. И. Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста // Символ науки. 2016. №4-2. С. 107-109.
2. Нестерова, И. А. Средства массовой информации, виды, функции, роль и влияние/ И. А. Нестерова // Энциклопедия Нестеровых, 2014.- 106c.
3. Нуржанова Р. Влияние средств массовой информации на развитие детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 402-403.
4. Шхахутова З. З., Ситкова А. В. Негативное воздействие средств массовой информации на развитие и воспитание дошкольников // Концепт. 2014. №5. С. 121-125.