МААМ-картинки

Внеклассное мероприятие в 10 классе по МХК «Перекресток эпох»

Лидия Кудрявцева
Внеклассное мероприятие в 10 классе по МХК «Перекресток эпох»

«Перекресток эпох»

внеклассное мероприятие по МХК в 10 классе

Цель: выявление тесных связей в искусстве двух исторических периодов, разделенных столетиями

Задачи:

Обучающие:

- обобщить темы «Искусство античности», «Искусство эпохи Возрождения».

Развивающие:

- формировать умение рассуждать, сопоставлять факты, делать обобщения

Воспитывающие:

- воспитывать эстетические качества и развитие умений творческого самовыражения учащихся.

Публикация «Внеклассное мероприятие в 10 классе по МХК „Перекресток эпох“» размещена в разделах

Ход занятия

Действующие лица:

Микеланджело Буонарроти, Фидий – скульпторы разных времен, большие друзья, оба задиристы и остры на язык.

Плутон – правитель подземного царства, желчный, тщеславный старик.

Меркурий – посланник Юпитера, живой, лукавый юноша с улыбкой торговца (ежеминутно поправляет крылышки на сандалиях)

Прозерпина – жена Плутона, любительница изящной словесности.

Публика – непосредственная участница спектакля.

(Звучат первые такты Токкаты и Фуги И. С. Баха; выходят усталые скульпторы)

Фидий: Наконец пришли! Нелегка была дорога из царства мрачного теней на белый свет. Хвала богам, дошли!

Микеланджело: Лучше и не вспоминать все наши муки: то подлый Цербер за ворота не пускает, одежду рвет и, гадкий, вечно норовит за икры каждого схватить, то спящего Харона с лодкой не дозваться. Я битый час кричал, пока явился плут и целых пять оболов запросил за свой обычный труд, хотя имел Плутона предписанье перевезти двух скульпторов и скоро, и бесплатно для выполнения особого заданья.

А эти мерзкие дороги, эта грязь…

Фидий: Довольно, друг, брюзжать, ведь мы у цели. Ты лучше объясни всем этим людям (показывает рукой на публику, зачем пришли к ним Микеланджело и Фидий.

Микеланджело: Изволь, но, прежде, посмотри туда: я или сплю, иль это наш с тобой патрон – из Тартара поднялся сам Плутон.

(Залу полушепотом, оглядываясь на Плутона). Старик горяч бывает и жезлом часто грозным потрясает, зато до лести падок и тщеславен.

Поаплодируйте его величью громче, он это любит.

(Публика аплодирует. Плутон встает с кресла, раскланивается, кривя губы в улыбке).

Фидий: Микеланджело, о деле, о деле говори!

Микеланджело: Да-да… Я продолжаю.

В подземном мире как-то разговор зашел средь братии художников об искусстве и о том, сколь долго помнят предков славные творения потомки.

В беседу эту Плутон вмешался и (покосился на Плутона) нагло утверждал, что правды нет и нет искусства, ни памяти о нем…

Все, говорил, покроет в людях только краткой жизни суета и смерти хлад.

Заспорили с Плутоном… Мы с Фидием в том споре преуспели и прогневали бога своей строптивостью.

Бушевал он долго – все царство взбаламутил, вулканы разбудил и скалы вздыбил; потом, устав, притих и завершил наш злополучный спор словами…

Платон: Помню-помню (усмехается…

Коль мне докажете, что на земле вас помнят,

Искусство ваше помнят и эпоху,

Тогда прощение мое получите, быть может.

А не докажете (угрожающе понижает голос)пеняйте на себя:

Катись вам с Сизифом втроем

И до скончания времен

На гору камень.

Фидий: В последние столетья скор на расправу стал Плутон. Не разбирает долго, чья большая вина, чем меньшая, - всех под один топор бросает.

Микеланджело: Тиранствует старик, тиранство всласть ему.

Фидий: В нем не сыскать ни тени снисхожденья, а по сему – надежда лишь на вас, друзья! (обращается к публике)

На вашу память, добрые стремленья,

На знание Античности и Возрождения.

I. Микеланджело: Начнем, пожалуй.

Фидием, вы знаете, работ немало было создано известных,

Но лишь одну из них назвали «Чудом света».

Отделана она была богато золотом, слоновой костью

И заставляла всех входящих в храм перед собой склониться.

Прошу назвать ее.

( Ответ: Фидий. «Статуя Зевса в Олимпии»)

Плутон: Нет, так не пойдет. Вопрос твой слишком прост, его продолжу я. Пусть назовут защитники твои оставшиеся шесть чудес античных.

( Ответ: пирамиды в Египте под Мемфисом; храм Артемиды в Эфесе; Колосс Родосский; Александрийский маяк; «висячие сады» в Вавилоне; Мавзолей в Галикарнасе)

(Звучат стихи. На экране появляется автопортрет Микеланджело)

Я получил за труд лишь зоб, хворобу

(Так пучит кошек мутная вода,

В Ломбардии нередких мест беда)

Да подбородком вклинился в утробу;

Грудь – как у гарпий; череп, мне на злобу,

Полез к горбу; и дыбом борода;

А с кисти на лицо течет бурда,

Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот;

А зад, в противовес, раздулся в бочку;

Ступни с землею сходятся не вдруг;

Свисает кожа коробом вперед,

А сзади складкой выточена в строчку,

И весь я выгнут, как сирийский лук.

(На экране фрески Сикстинской капеллы)

Фидий: Воистину, Буонарроти, корень твоего труда был горек.

Зато как сладок и прекрасен плод;

И не зря народ пять сотен лет

Не устает капеллой восхищаться,

Твоей рукой расписанной.

Вопрос учащимся: О какой росписи идет речь?

( Ответ: Роспись Сикстинской капеллы)

II. Микеланджело: Заданье новое, друзья.

Плутон: Покормим, хе-хе, басне соловья.

Фидий: Под лозами лиса, терзаясь голодом,

До виноградных гроздьев вспрыгнуть силилась,

Но не могла и, уходя, промолвила:

«Еще не зрел он: не люблю кислятины!»

Федр басню эту сладко написал,

Но мысль чужую он в свои слова вложил.

Чья эта притча?

Кто остроумец этот –

Уродливый, горбатый раб,

Погибший в пропасти.

( ответ: Эзоп, VII-VI вв. до нашей эры)

(В случае правильного ответа читается подтверждение Федра).

Эзоп для басен подобрал предмет, а я

Отполировал стихами шестистопными.

Двойная в книжке польза: возбуждает смех

И учит жит разумными советами.

(Федр Бабрий)

Плутон: Душка Прозерпина, супруга милая моя,

В литературу страстно влюблена,

Мне кажется, от скуки.

(В сторону)

Любила б лучше мужа с пылкостью такой…

Читает свитки днями напролет,

Поэзию и прозу – что найдет.

(Прозерпина читает литературные отрывки; учащимся необходимо определить авторов и названия произведений)

а) Что, Агамемнон, ты сетуешь, чем ты еще недоволен?

Кущи твои преисполнены меди, и множество пленниц

В кущах твоих. Которых тебе аргивяне, избранных

Первому в рати даем, когда города разоряем.

Жаждешь ли злата еще, чтоб его кто-нибудь из троянских

Конников славных принес для тебя, в искупление сына,

Коего в узах я бы привел, как другой аргивянин?.

( Ответ: Гомер. «Илиада»)

б) Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутилась в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

( Ответ: Данте. «Божественная комедия»)

в) Некогда море, земля и над всем распростертое небо,

Лик был природы един на всем пространстве вселенной, -

Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,

Бременем косным он был, - и только, - где собраны были

Худо скрепленных вещей семена разнородные вместе.

( Ответ: Овидий. «Метаморфозы»)

г) «Поглядывая с башни на огромную толпу народа, Гаргантюа сказал: «Вероятно это бездельники хотят, чтобы я с ними поздоровался. Дело! Сейчас я их угощу так, что они вовек этого не забудут…»

И вслед за этим Гаргантюа набрал в легкие воздуху и так сильно дунул, что в городе поднялся невиданный ураган. Ураган повалил с ног 260 418 человек, не считая женщин и детей».

( Ответ: Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»)

д) Создал памятник я, бронзы литой прочней,

Царственных пирамид выше поднявшийся.

Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой

Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет, время бегущее.

Нет, не весь я умру, лучшая часть меня

Избежит похорон. Буду я вновь и вновь

Восхваляем, доколь по Капитолию

Жрец верховный ведет деву безмолвную

( Ответ: Гораций. «Памятник»)

е) «Итак, со времен спасительного вочеловеченья сына божия прошло уже тысяча триста сорок восемь лет, когда славную Флоренцию, лучший город во всей Италии, посетила губительная чума; возникла же она, быть может, под влиянием небесных тел. А быть может, послан на нас за грехи правый гнев божий, дабы мы их искупили, но только за несколько лет до этого она появилась на Востоке и унесла бессчетное число жизней, а затем, беспрестанно двигаясь с места на место и разросшись до размеров умопомрачительных, добралась наконец и до запада. Ничего не могли с ней поделать догадливость и предусмотрительность человеческая, очистившая город от скопившихся нечистот руками людей, для этой цели употребленных, воспрещавшая въезд больным, распространявшая советы медиков, как уберечься от заразы…»

( Ответ: Д. Боккаччо. «Декамерон»)

III. ( На экране появляются изображение Венеры Милосской Агесандра и три репродукции картин: «Юдифь» Джорджоне, «Венера перед зеркалом» Тициана, «Рождение Венеры» Боттичелли)

Микеланджело: (публике)

Пред вами на экране статуя Венеры Милосской.

Сейчас она собою Лувр парижский украшает.

На руках у вас изображение трех женщин не менее прекрасных.

Одна из трех, мое такое мнение,

Духовным близнецом «Венеры» Агесандра является.

Какая – укажите сами, и выбор свой нам четко объясните.

( Ответ: «Рождение Венеры» Боттичелли)

IV. Художественное лото.

(На слайде список иллюстраций, название городов, век построек. Учащиеся должны правильно соотнести названия зданий, город и век)

Здания: Собор Святого Петра, Пантеон, Эрехтейон, Колизей, Капелла Пацци, Санта Мария дель Фьоре

Города: Рим, Афины, Флоренция

Века: I в., II в., V в. до н. э., XV в., XVI в.

V. Фидий (публике) :

Сейчас необходимо вам по описанию узнать божественный шедевр. В нем художник соединил свое столетие с античной Грецией. Внимание!

а) Эта фреска в Ватикане, в станце делла Синьятура.

б) В центре фрески Аристотель и Платон находятся.

в) Платон похож здесь на библейского пророка, перстом своим на небеса он указует.

Спокойный Аристотель в руке свою прославленную «Этику» держит, движение другой руки к земле направлено.

г) С ними рядом стоят, сидят, ведут беседу множество мужей премудрых греческих.

д) Трех титанов Ренессанса итальянского на фреске вы увидите, конечно, если знаете их лица.

( Ответ: Рафаэль Санти. «Афинская школа»)

(Показ на слайде «Афинская школа»)

Плутон: Искусство, творчество, талант – пустые звуки,

Которые лишь воздух сотрясают (чертыхается).

А что дало вам, гениям, искусство ваше?

Хоть тебе, любезный Фидий?.

За все труды твои во славу вечную Афин

Тебя тюрьмою наградили.

И там почти сгноили.

Перикл даже не помог.

Ответь мне, почему!

Или тебе, Буонарроти?.

Не по твоей ль спине, творец «Гиганта»,

Так часто палка Юлия гуляла,

И не тебя ль на римских площадях людская злость

«Суровым палачом» в насмешку называла?

Ответь мне, почему!

Что ж вы молчите? Отвечайте богу!

Фидий: За нас, я верю, публика ответит

И горькие моменты нашей жизни осветит.

(Ответы учащихся)

VI. Плутон: Вопрос последний и нелегкий. (Обращается публике). Кто скажет мне, почему из спорщиков в подземном царстве (показывает на Микеланджело и Фидия) я этих выбрал и сюда прислал?

Их жизнь земную разделили два тысячелетья,

А здесь они вдвоем, как братья,

И мысли сходные высказывают.

Как назвать ту нить, что связывает крепко

Век Фидия и век Буонарроти?

(После паузы). Я закончил.

(Публика после небольшого размышления отвечает)

Фидий (публике) : Спасибо вам, вы нас спасли.

Микеланджело: Благодарим от всей души.

(Плутону) Ты проиграл, Плутон.

Как говорят сейчас, в калошу сел;

Не вышло у тебя того, что ты хотел.

Плутон: Вы думаете, все для вас удачно завершилось?.

Ош-ш-шибаетес-сь!

Да, пусть спор я проиграл,

Вы ж к Сизифу (вскакивает и топает ногой) пойдете.

Насколько?. Не знаю сам, -

Пока гордыню до конца не изживете…

Сизиф давно просил ослабить наказанье,

Ради туманности я выполню его желанье.

Ха-ха-ха! И не перечить мне,

Я – ваш патрон,

Что я сказал сейчас, - то и закон.

Убирайтесь в Тартар с глаз моих долой, хотя постойте…

(Прислушивается. Звучит музыкальная тема Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля». Впархивает Меркурий)

Меркурий (скульпторам) : Вы тут еще? Едва успел –

Быстрее мысли к вам летел,

Принес Юпитера посланье,

(Плутону, выделяя каждое слово)

Юпитер… отменяет… наказанье…

(Журит Плутона как ребенка)

Плутон, как низко свое слово не держать,

Как глупо властью над тенями упиваться,

Правителя жестокого играть

И только страхом почитанья добиваться.

(Жестко) Ты поглупел, Плутон, клянусь Собакой.

(Плутон силится что-то ответить, но не может. В сердцах бросает на пол жезл, поворачивается спиной к Меркурию и медленно уходит. Меркурий трет пальцем лоб).

Меркурий: Я что-то не сказал ему…

Да, вспомнил! (В спину уходящему Плутону)

Юпитер повелел нектар два дня не пить тебе!

Чтоб лучше ты урок запомнил.

(После паузы обращается к Микеланджело и Фидию)

Прекрасно все свершилось:

Весть доставил, справедливость торжествует…

Прощайте, полетел.

(Публике) Олимп, я полагаю, давно уже пирует;

(Озабоченно) Не опоздать бы.

(Вновь звучит «Полет шмеля». Меркурий улетает).

Микеланджело (Фидию) : Пора в обратный путь, идем!

Фидий: Хоть возвращаемся к Плутону, я радуюсь…

Ведь остается на земле Искусство,

Память об искусстве прошлом,

Память и о нас, Буонарроти.

Прозерпина (обращаясь к Микеладжело) :

Я словно б мертва, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих и, значит, я не прах

И смертное меня не тронет тленье.

Микеланджело: Что мы?. Раз остается в мире Труд и Вдохновение Творца,

Жить будет вечно Красота!

Литература:

1. Плутарх. Избранные жизнеописания. - М., 1990. Т. 1.

2. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М. : Терра, 1994. Т. 5.

3. Гомер. «Илиада»

4. Данте. «Божественная комедия»

5. Овидий. «Метаморфозы»

6. Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

7. Гораций. «Памятник»

8. Боккаччо Д. «Декамерон»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мы разные? Мы классные!» Внеклассное мероприятие «23+8» в 1 классе Праздники 23 февраля и 8 марта очень любимы детьми. В этом году я решила совместить эти 2 праздника в одном сценарии. Дети были довольны,.

Внеклассное мероприятие «О дружбе и друзьях» «О дружбе и друзьях». Внеклассное мероприятие. Цель: формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу. Задачи:.

Общешкольное внеклассное мероприятие «Моя прекрасная леди» в форме юмористической программы для девушек в 9–11 классе Цель: Развитие творческого потенциала среди девушек; Развитие здорового юмора и критического отношения к себе. Оборудование: 2 набора.

Урок МХК в 10 классе «Венеция XVI века. Позднее Возрождение» Урок МХК в 10 классе «Венеция 16 века. Позднее Возрождение» (урок изучения нового материала) Савина Татьяна Краснославовна, учитель МХК.

Внеклассное мероприятие во 2 классе «Цирковое представление» Ход мероприятия Цель: развитие творческих способностей учащихся. Оборудование: карточки с примерами, тумбы, обручи, гири, реквизит для фокусника.

Внеклассное мероприятие «Курить — здоровью вредить» Тема: Курить-здоровью вредить Цели: На доступных примерах рассказать детям о вреде курения. Формировать стойкое негативное отношение к.

Внеклассное мероприятие «Новогодний серпантин» Познавательно-развлекательное мероприятие: Новогодний серпантин. Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу для проведения праздничного.

Внеклассное мероприятие по математике Устный журнал «От 0 до 9» Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев сделать его немного занимательным. Б.

Внеклассное мероприятие по СБО в форме урока-викторины «Юные поварята» в 7 классе . Подготовила: учитель социально-бытовой ориентировки МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ.

Внеклассное мероприятие «В гостях у Флоры» Воспитатель ГПД Губина Е. А. Внеклассное мероприятие "В гостях у Флоры" Цели: формировать у учащихся представления о важности растений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное мероприятие в 10 классе по МХК «Перекресток эпох»
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 19:21
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД