Внеклассное мероприятие в начальной школе «Делу — время, потехе — час»

Галина Агапова
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Делу — время, потехе — час»

Задача: познакомить с устным народным творчеством, национальными традициями русского народа.

Форма проведения: осенние посиделки.

Участники: обучающиеся начальных классов, родители.

Оборудование: Русские народные костюмы, выполненные учащимися и их родителями. Зал украшен в русском народном стиле.

На доске надпись «Делу — время, потехе — час»

Подготовительная работа: На уроках литературного чтения учащиеся по желанию выбирали жанр фольклора и подбирали материалы о частушках, песнях, прибаутках, нескладушках, приметах, скороговорках, пословицах, поговорках. Дети разучивали хоровод, пляску.

Ход занятия

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Делу — время, потехе — час»

Ведущий.

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках каких.

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ведущая.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели,

И водили хоровод.

Ведущий.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки,

Были праздником души.

Ведущая.

Отдых - это не безделки:

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки,

Для друзей и для гостей!

Ведущий 2.

Добрый день, гости званые да желанные!

Ведущая 2.

Милости просим на наши осенние посиделки!

Ведущий 2.

Здесь и красны девицы.

Ведущая 2.

Добры молодцы кругом –

Вместе: Все уселись тут рядком.

Ведущая 2.

Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас

Ведущий 2.

И пуститься в дружный пляс.

Все мы рады видеть вас!

Ведущая 2.

А сейчас посидим рядком,

Да поговорим ладком.

Учитель: А поговорить нам есть о чём. В старые временабыл такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние вечера вместе, устраивали посиделки. Проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают.

Ведущий 2.

Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот у них работа и спорилась.

(Входят Хозяин и Хозяйка)

Хозяин.

В русской пословице говорится:

«От скуки бери дело в руки».

Хозяйка.

Под малиновым кусточком

Шелкова трава растёт.

Под рябиновым кусточком

Цветик розовый цветет.

Под калиновым кусточком,

Наша Глаша платье шьет.

Глаша.

Иголка, иголка

Ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

Хозяйка.

В посиделках девки пряли,

Они пряли, веселились,

Всякая своим делом занималась.

Хозяин.

Как у нашей Дуни супрядка была.

Что сегодня, Дунюшка,

Ты нам принесла.

Дуня.

Бабушкам -

Шерсти клочок,

А красным молодушкам -

Белый ленок!

Какова пряха,

Такова на ней и рубаха!

Выходите девицы в хоровод.

Хоровод девочек.

Ученик: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься. Ну - ка, кто хочет свое умение показать?

Игра «Смотай клубок»

Хозяин.

Собралось к нам гостей со всех волостей.

Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяйка.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:

Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяин.

А какие же посиделки без прибауток и потешек?

Они могут быть разными, но главное -

Они всегда весёлые.

Учитель: А давайте поиграем! Кто знает больше прибауток да потешек?

1. Ехал Ваня из Казани,

Продавал муку пудами,

Кому пуд, кому два,

Кому пуда полтора.

2. Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

3. Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стали русского плясать,

А потом вприсядку!

4. Расступись, народ честной;

Не пыли дорожка.

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

5. Нам без дудки, вот беда!

Ходят ноги не туда!

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют.

Русская плясовая в исполнение мальчиков

6. На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведёт,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Учитель: Ну а сейчас, гости дорогие,

Загадаем вам загадки:

Кто смышлёней, поглядим!

7. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Кто приходит, кто уходит, все её за ручку водят. (Дверь)

Чёрненькая собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Под крышей четыре ножки, а на крыше - суп да ложки. (Стол)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно. (Листопад)

Игра «Найди свой листочек»

Учитель: А сейчас попросим дорогих гостей со всех волостей вспомнить пословицы и поговорки об осени.

8. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня.

9. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа. (Дети перечисляют)

-Тёплая осень – к долгой зиме.

-Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

-Холоден сентябрь, да сыт

-В сентябре если паутина стелется по растениям — к теплу.

-Весна красна цветами, а осень — снопами.

-Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

-Осенний мороз не выдавит слёз, а зимние морозы — из глаз слёзы.

-Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

-Осень велика, зима долга.

-В сентябре лес реже, а птичий голос тише.

-В октябре и лист на дереве не держится.

-Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Учитель: А теперь давай споём!

Нескладухи - небылицы.

10. Небылицы в народном творчестве - это шуточный рассказ или стих, о том, чего не может быть и не бывает. Небылицы развивают логику и чувство юмора.

1. Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь.

2. Сидит заяц на берёзе

При калошах, при часах.

Я спросила:

— Сколько время?

— Не женатый, холостой!

3. Я с высокого забора

Прямо в воду упаду,

Ну, кому какое дело,

Куда брызги полетят!

4. У моего милёнка

Плохая кобылёнка.

Она стояла у горы,

Её заели комары.

5. Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка — в тарантас.

Повезу свою хорошую

Всем людишкам напоказ.

6. На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе,

Умирает со смеху!

Вместе:

Нескладухи вам пропели,

Хорошо иль плохо ли.

А теперь хотим, чтоб вы

Дружно нам похлопали!

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошие вы исполнили нескладухи.

А сейчас без подготовки начинается игра «Кто сегодня самый ловкий?» Пять стульев, на них 5 деревянных ложек. Все ходят по кругу под музыку и как только прекратилась музыка должны схватить ложку и сесть на стул. Кому не досталось, тот выходит из игры.

11. Дальше бой скороговорок,

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,

Складно, быстро повторяйте.

(Вместе с учащимися участвуют их родители)

-Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

-Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна под попом,

Поп под колпаком.

– От топота копыт пыль по полю летит.

– Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

12. Скороговорки учат нас чётко, быстро и правильно говорить.

Правильная, красивая, внятная речь нужна не только дикторам и актёрам — она помогает в работе человеку любой профессии.

Учитель: А сейчас опять игра «Грибы на просушку».

Класс делится на две команды. У каждой команды своя верёвочка, на которую надо развесить грибы. По сигналу надо взять один гриб, добежать до верёвочки и поместить гриб и вернуться на своё место и т. д. Побеждает, та команда, кто сделает это быстрее.

Учитель: Ребята, а какие же посиделки без частушек.

13. Частушка – народная песенка – лирического или задорно-шутливого содержания. Достаётся в них лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый.

Исполнение частушек

Девочка:

Станем, девицы, рядком,

Да частушки пропоём.

Мальчик:

Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем.

1. Мы частушки пропоём,

В них прославим осень.

Только хлопать громче нам

Зрителей попросим! Ух!

2. Я осенний лес люблю,

Чистым воздухом дышу.

И корзинка не пуста,

Наша осень так щедра!

3. Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

4. Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричим: «Ура!»

5.Урожай собрали мы:

Фрукты, овощи, грибы,

Ягоды, орехи, мёд

Осень-матушка даёт!

6. Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка.

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

7. Осень — времечко сырое,

Дождик льётся с высоты.

Люди чаще раскрывают

Разноцветные зонты!

8. Вам частушки мы пропели.

А теперь торопят нас.

До свиданья, мы частушкой

К вам придём ещё не раз!

Учитель: Вот и подошли к концу наши посиделки!

Засиделись мы, заигрались. Пора расходиться.

– А какие жанры устного народного творчества мы сегодня вспомнили?

– Что вам понравилось на нашем занятии?

Ведущий. Мы и пели и плясали,

В игры разные играли.

Но, делу - время, потехе – час!

Мы прощаемся сейчас!

Ведущая. Мы надеемся, что скоро

Повстречаемся опять.

Было б дело к разговору,

Чтоб порадовать ребят!

Учитель: Я благодарю всех участников и гостей за весёлые шутки и прибаутки.

Главный вывод сегодняшней встречи: «Делу — время, потехе — час

Если отдыхать, то весело и дружно, а если заниматься делом, то серьёзно, вдумчиво и сообща.

Вместе: До свидания! До новых встреч!

Публикации по теме:

Музыкально-спортивный досуг «Делу — время, потехе — час»Музыкально-спортивный досуг «Делу — время, потехе — час» Делу - время, потехе - час. Музыкально – спортивный досуг по знакомству с зимними календарно – обрядовыми праздниками и народными играми.

Конспект НОД в старшей группе «Делу время, потехе час»Конспект НОД в старшей группе «Делу время, потехе час» Надежда Иванова Конспект НОД в старшей группе «Делу время, потехе час». Программное содержание. Образовательные задачи: Систематизировать.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа)Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа) Программное содержание: Повышать интерес к устному творчеству, к фольклору. Развивать мотивации к интеллектуальной деятельности. Развивать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Времена года и погода
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Делу — время, потехе — час»
Опубликовано: 25 октября 2020 в 13:52
+440Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 декабря. День Неизвестного Солдата

Сегодняшний тематический день — дань уважения и памяти российским и советским воинам, погибшим в боевых действиях на территории страны и за ее пределами. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

3 декабря. День печенья на МААМ

Печенье любят, пожалуй, все люди – и дети, и взрослые. Особенно – если оно домашнее. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этой теме: знакомству с печеньем и способами его изготовления.

Мастер-класс коллективной работы по мозаичной аппликации «Узоры древнего Херсонеса» с...
Цель: формировать у детей умение создавать коллективную работу в технике мозаичной аппликации. Задачи: - учить детей средней группы отрезать от бумажных...
Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей...
Описание материала: непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах...
Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы «Три совы»
Цель: Совершенствовать умение изображать сов, передавая эмоциональные и характерные особенности формы тела. Передать новогоднее настроение. Задачи:...