Приложение МААМ

Внеклассное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Богатыри земли Русской»

Федорова Любовь Михайловна
Внеклассное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Богатыри земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия : Формирование представления о героическом прошлом русского народа, древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

1) Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

2) Создать условия для формирования патриотических качеств личности воспитанника на основе знаний истории государства. Закрепить название элементов костюма русского воина (кольчуга, шлем, название оружия русского воина.

Публикация «Внеклассное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию „Богатыри земли Русской“» размещена в разделах

3) Коррекция интеллектуальных творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.

Активизация словаря:

Родина, предки, славяне, богатырь, басурман, стольный град, колчан, палица, бездыханный, рать.

Предварительная работа:

- Просмотр кинофильмов, мультфильмов о богатырях.

- Чтение сказок и былин о богатырях – великанах (Дубыня, Горыня, Усыня, Святогор)

- Поиск дополнительного материала о богатырях.

- Разучивание стихотворений, сценок, тематической физ. минутки.

- Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

- Изготовление трафаретов для практической работы и атрибутов для сценки.

Ход занятия:

I Организация занятия : С. Н. 1 сл

Воспит. : Добрый день, ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть вас. Давайте подарим друг другу добрые мысли и добрые чувства. Желаю вам здоровья и успехов на занятии.

II. Вступительное слово:

Музыка «На родной почве» в исполнении Савинова. 2сл.

Воспит. : Ребята, в какой стране мы живем? Правильно! Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что значит слово Родина? (Родина – родная как мать и отец. Это то место, где человек родился).

III. Введение в тему. (3 сл)

Воспит. : Посмотрите, пожалуйста, на карту России. Какая она – наша Родина? (Большая, необъятная, красивая, богатая). Что есть на ней? Есть океаны, моря, реки, озера, горы, леса, поля. Россия – самая большая страна в мире.

2. Картина – природа России (слайд 4)

Воспит. : Молодцы, вы хорошо ответили на мои вопросы.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Воспит. : Более 1000 лет назад образовалось Русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян, это была Родина. И сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках.

-Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это наши прабабушки и прадедушки.

Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало Русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? («Славяне» похоже на слово «слава»)

Воспит. : А это значит, что славяне – это славный народ. -А как выглядели древние русичи?

3. Портрет славянина (слайд 5)

Дети: Славяне были русоволосые, голубоглазые, высокого роста, широкоплечие, крупного телосложения, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку – землю и отчий дом. Даня Ив.

Воспит. : Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Русь защищали от врагов храбрые, смелые, могучие люди.

(Звучит песня «Богатырская наша сила) (слайд 6)

Воспит. : Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? богатырях) Правильно! Тема нашего занятия «Богатыри земли Русской». (слайд 8)

Воспит. : Ребята, а кто такой богатырь? ББогатырь, силен как вольный ветер, могуч, как ураган.

Он защищает землю от злобных басурман!

Он силой доброю богат, Л. М

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей.

И стариков и матерей.

Воспит. : Ребята, как вы думаете, кто такие басурмане? (Враги, которые нападали на Русь) -А как вы понимаете словосочетание «стольный град»? (Столица государства.) ---Ребята, как вы думаете, какими качествами обладали богатыри? (Решительность, храбрость, сила, ловкость и т. д.) Более точное значение слова «Богатырь» даст словарь Ожигова. (слайд 7)

«Богатырь - защитник земли Русской, совершающий подвиги, отличающийся особой силой.»

Воспит. : Много на Руси богатырей. Невозможно сразу о всех рассказать. Да и сложно представить самих богатырей. В этом нам поможет картина известного художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

4. Работа по картине (слайд 8)

(Вступление к опере Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве реке»)

(Дети смотрят на картину)

Воспит. : Как художник изобразил богатырей? (В виде сказочных героев)

Какие богатыри изорабжены на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие, какие кони под ними.

Рассказы детей: Семен

1- В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. У него русское лицо, широкая борода с проседью. Конь под ним спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен : с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою.

Воспит. : Скажите, ребята, что означает слово «колчан»? (сумка для стрел) Что такое палица? (железная дубинка)

2- По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, любимый народом воин. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно врага чует. Вова

3- Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. На лице у него лукавая усмешка. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, что бы пощипать травы, но уши навострил. Не смотри Алеша в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове. Ваня Я

Воспит. : У богатырей одна цель – не пропустить врага. Над ними низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником. Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли русской всегда готовы :

-Стать за честь Родины, против недруга,

-За Отчизну в нужде сложить головы.

(инсценировка). (слайд 9+ муз. на слайде)

Воспит. : Нападали на Россию – матушку враги и недруги. Кто как не русские богатыри, защищали Родину? С. Н Вспомним и мы великих русских богатырей.

ученик: Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села ли Карагарова Ник. Б

Выезжает добрый молодец на добром коне,

Богатырь – Илья Муромец. Саша К

(на деревянной лошадке скачет Илья Муромец)

А на встречу ему богатырь Добрыня Никитич скачет.

(на деревянной лошадке выезжает Добрыня) Артем

Илья: Здравствую, добрый молодец. Ты скажи-ка, кто ты?

Добрыня: А как скажет тебе про то моя палица тяжела!

ученик: Соскочили они да с добрых коней, схватились во схватку бороться: двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения.

Добрыня: Не моги меня казнить, моги миловать. Будем мы братьями названными. Будем ездить по чисту полю, биться с врагом, да охранять нашу землю – матушку.

(Обнялись Илья Муромец и Добрыня Никитич)

ученик: Много ли прошло времени, про то не ведомо. А только родился на Руси еще один богатырь – Алеша Попович. Рос не по дням, по часам. (На деревянной лошадке скачет Алеша Попович)

В ту пору повадился на Русь враг похаживать. А Алеша Попович горяч был, закричал он громким голосом:

Алеша: Эй, дружина храбрая, двум смертям не бывать, а одной не миновать. Никита К

Напустим мы на врага силу несметную, освободим от напасти Русь-матушку!

ученик: Побратались богатыри меж собой. Старшим назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим – Алешу Поповича. (Богатыри встают, как на картине В. Васнецова «Богатыри»)

Илья: А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять.

(Под песню «Богатырская сила» богатыри уходят на свое место) 12 сл

5. Сообщения по микрогруппам. (слайд 10)

Воспит. : Вам было дано задание найти дополнительный материал о богатырях. Что еще вы о них знаете?

1- Илья Муромец не сразу богатырем стал. Он не мог ходить 30 лет. А вылечили его люди прохожие – дали испить водицы. Больше всего люди любили, да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских святых. У него остался в истории день рождения – 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните так же, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли Русской. Ваня. С

2- Добрыня Никитич носил прозвище «тихий». Он умел к каждому человеку подойти по-особенному. С 12 лет сам песни складывал, их исполнял и в шахматы играл. Рома. П

3 – Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. И не было ему равных среди сверстников: «кого он не возьмет за ручку – ручка прочь, кого возьмет за ножку – ножка прочь». Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным. Дима. П

Воспит. : Как вы думаете, что означает слово «бездыханный»? (Не имеющий дыхание, мёртвый)

Воспит. : Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо. Ф/М «Богатыри» (слайд11)

Воспит. : А сейчас давайте познакомимся с воинской одеждой древнерусских воинов и их вооружением.

6. Показ слайда (слайд 12)

Воспит. : Что защищало тело богатырей? Кольчуга -От чего она защищала богатырей (от ударов копья, стрел, меча. Весила она 7 кг.)

Что надевали на голову богатыри? Шлем -А из чего его изготавливали? И для чего он был нужен? (его изготавливали из металла. Он оберегал голову воина от удара.)

Какое оружие имелось у богатырей? (Щит, меч, копье, палица)

Воспит. : Меч еще называли булавой. Это русское оружие. На нем давали клятву, передавали по наследству от отца к сыну.

Палица, в качестве оружия применялась очень редко. В основном пользовались в бою мечом, копьем и стрелами.

Игра «Собери слово» слайд 13)

Каждая пара должна из отдельных букв собрать слово, связанное с темой нашего занятия.

Например: РОДИНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО, Русь, ОТЧИЗНА патриотизм, патриот защитник мужественность,).проверка

Воспит. : Молодцы, все справились с заданием.

Практическая деятельность. (слайд14+музыка) С. Н.

Воспит. : А сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли художника. Вам предстоит украсить щит богатыря узорами.

(Работа в группах. Самоанализ работ)

- А что означает изображения солнца на щите богатыря? (изображения солнца на щите означало его защиту служило мистическим оберегом)

-Узоры на щитах русских войнов-отражали историю и культуру русского народа.

IV. Итог занятия.

Показ слайда (слайд 15) Дерево дуба

Воспит. : В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Дуб – могучее дерево. Он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям. И сейчас я подарю вам талисман «листочек дуба», что бы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри земли Русской.

(дарит талисманы)

Рефлексия:

1. О ком мы сегодня говорили? богатырях)

2) Что нового вы узнали сегодня, с какими новыми личностями познакомились? (Илья Муромец Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3) Что вам запомнилось больше всего на занятии? (Инсценировка о богатырях)

4) О чем и ком хотелось бы узнать больше? (Какие защитники были еще на Руси)

5)Каким должен быть человек, защищающий свое Отечество, свою Родину. (мужественным, смелым, отважным, храбрым, сильным, решительным, преданный Родине….)

6) Понравился вам наш сегодняшний мероприятие?

1- Прошли века. Богатырей тех нет, Саша К

Но дух свободы в душах наших вечен. Говорят богатыри

И богатырский мужественный свет – эти стихи

Неколебим, свободен, бесконечен. (выходят в центр)

2- В Тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть – о Русь! – твоих богатырей, Артем П

Их войско нерушимей год от года.

3. А преданья старины

Забывать мы не должны. Никита К

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

А закончить наше мероприятие заключительной сценой мультфильма «Алеша Попович» (слайд 16)

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их конями землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит- не шелохнется!

Помните, ребята, в жизни всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья.

Всем спасибо за работу. Под песню «Богатырская наша сила» уходят. (слайд17)

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Богатыри — защитники земли Русской» «Богатыри - защитники земли Русской». Сценарий праздника. Цель: Формировать представление о богатыре как героическом русском воине. Задачи:.

Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 января — День снятия блокады Ленинграда»Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 января — День снятия блокады Ленинграда» Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»Россия должна защитить.

Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 января — День снятия блокады Ленинграда»Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 января — День снятия блокады Ленинграда» Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 января – День снятия блокады Ленинграда»Сколько в человеке.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской»Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской» Цель: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Задачи: Формировать представление о героическом прошлом русского.

Конспект НОД «Богатыри земли русской»Конспект НОД «Богатыри земли русской» Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу – богатырям.

Музыкально — спортивный праздник Богатыри земли русскойМузыкально — спортивный праздник Богатыри земли русской Сценарий музыкально -спортивного праздника к Дню защитника Отечества «Богатыри земли русской»(старшая и подготовительная к школе группы).

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет) Организация совместных праздников, развлечений, досугов в образовательных организациях, создаёт эмоциональный комфорт между всеми участниками.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Богатыри земли Русской»
Опубликовано: 4 марта 2024 в 17:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Богатыри земли Русской»» (включая файлы) размещена пользователем Федорова Любовь Михайловна (УИ 1394943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД