Валентина Назукина
«Воображение: что это такое?» (консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.
Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления. Именно при помощи воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации.
Воображение может быть воссоздающим (создание образов предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов).
Публикация «„Воображение: что это такое?“ (консультация для родителей)» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.
В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.
В 3-4 года у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, оказалось для него особенно интересным.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.
Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:
1) познавательно- интеллектуальную;
2) аффективно- защитную.
Познавательная функция позволяет ребенку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
Аффективно- защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребенка от чрезмерных переживаний и травм. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения.
Следует отметить, что если в период своего зарождения воображения дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом и определяется характером игрушек, атрибутов роли, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность.
Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представить сказочные образы, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).
Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.
Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы для развития воображения. Они не только позволят активизировать познавательную деятельность дошкольника, но и будут способствовать развитию речи и творческого мышления детей.
1. «Незаконченный рисунок».
Предложить ребенку незаконченный рисунок, например, круг. Задание: подумать, на что похожа эта картинка, и дорисовать её.
2. «Сказочная страна».
Предложить ребенку придумать и нарисовать или рассказать разные предметы из этой страны. Например, зонтик, мебель, посуда и др.
3. «Угадай, кто я».
Ребенок должен отгадать загаданный взрослым предмет или представитель животного мира. Загадывать нужно с помощью жестов, мимики, звуков. Потом ребенок в роли загадывающего.
4. «Разрезные картинки»
Собирать картинки сначала по образцу, а потом без него. Это могут быть кубики, пазлы, мозаика.
5. «Как можно использовать данный предмет»
Придумать как можно больше действий с указанным предметом.
6. «Создать художественный образ»
Создать образ (например, весенний день) из разного материала (кусочки материи, крупа, нитки, цветная бумага, бросовый и природный материал).