Папки-передвижки

Конспект занятия «Волшебное слово «вода»

Маргарита Щербакова
Конспект занятия «Волшебное слово «вода»

НОД

Подготовительная к школе группа

ТЕМА: Волшебное слово «вода»

ЦЕЛЬ: Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки. Перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, стакан, пипетка, растительное масло, салфетки.

Публикация «Конспект занятия „Волшебное слово „вода“» размещена в разделах

Ход НОД:

ПЕДАГОГ: Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. Послушайте весёлую песенку и скажите, о каком слове пойдёт речь.

(Звучит аудиозапись песни о воде из кинофильма «Волга-Волга» муз. И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача)

ПЕДАГОГ: Может ли человек жить без воды?

Какой бывает вода?

Как люди используют воду?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Иногда словом «вода» оценивают поступки и поведение людей.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

Бывает частенько, что слово – одно,

Но служит по - разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал.

Молчал я, как будто воды в рот набрал.

Зато болтуну мы ответить не прочь

- Не хватит ли воду как в ступе толочь!

- Довольно лить воду? Ты дело давай!

О смелом мы вправе сказать наперё д:

- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди : как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идёт,

Под камень лежачий вода не течёт.

Лгунишка нам врёт, не поймёшь для чего, -

На чистую воду выводят его.

Работать впустую? Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда.

Чтоб вы не сказали: «В стихах – то – вода

(В. Суслов)

ПЕДАГОГ: Какие необычные выражения со словом «вода» автор использовал в стихотворении?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГ: Как вы думаете, почему люди говорят «как с гуся вода»?

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГ: Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем. Что гусь всегда выходит сухим из воды.

ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ. (Дети рассматривают перья, смачивают их водой и наблюдают, что гусиные перья в отличие от куриных не намокают. Затем пипеткой наносят на салфетку растительное масло, опускают в воду сухую и промасленную салфетки и видят, что с салфетки, покрытой маслом, вода стекает.

Педагог делает вывод: гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром.

ПЕДАГОГ: У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают. И благодаря этому птицы не тонут.

Как вы думаете, можно опустить стакан с лежащей в нём салфеткой в воду так, чтобы салфетка осталась сухой?

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

А я могу сделать так, что салфетка останется сухой, даже если она не пропитается жиром.

ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ. (Педагог переворачивает стакан с салфеткой вверх дном, осторожно, не наклоняя, погружает его в воду до самого дна ёмкости, затем вынимает из воды. Дети убеждаются в том, что салфетка осталась сухой.)

ПЕДАГОГ: Почему салфетка не намокла?

ДЕТИ: В стакане был воздух.

ПЕДАГОГ: Что произойдёт, если наклонить стакан?

ДЕТИ: Вода нальётся в стакан, вытеснит воздух, и салфетка намокнет.

ПЕДАГОГ: Какие ещё необычные выражения со словом «вода» вы знаете?

Объясните их смысл.

(Выставить на мольберт картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, хлеба, воды, травы, рыбы, глаза, водовоза, решета, камня. Дети, рассматривая их, вспоминают фразеологические обороты и пытаются объяснить их смысл. При затруднении педагог помогает.)

Фразеологические обороты речи со словом «вода» :

Мутить воду – специально запутывать дело, вносить раздор в отношения.

Много воды утекло – много времени прошло, много перемен произошло.

Водой не разольёшь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Как в воду глядел – как будто знал заранее.

Идти в огонь и воду – не раздумывая пойти на самоотверженный поступок.

Возить воду – взваливать на кого – либо тяжёлую непосильную работу.

Выводить на чистую воду – разоблачить тёмные дела.

Концы в воду – действовать так, чтобы не осталось никаких следов.

Как в воду опущенный – подавленный, угнетённый.

Носить воду решетом – делать что – либо впустую, без результата.

Сидеть на хлебе и воде – ограничивать себя в самом необходимом.

Толочь воду в ступе – заниматься чем – либо бесполезным.

Буря в стакане воды – спор, волнение из – за пустяков.

В ложке воды утопить – причинить большую неприятность кому – либо по незначительному поводу.

Как воды в рот набрал – хранить молчание, ничего не говорить.

Выходить сухим из воды – избегать наказания, оставаться безнаказанным.

Как две капли воды – очень похожи.

Тише воды, ниже травы – робкий, скромный, незаметный.

ПЕДАГОГ: Придумайте предложение о детском саде, группе или о своих друзьях. Используйте в нём любое выражение со словом «вода».

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. ( Н: «Мы с Катей подруги – водой не разольёшь. В детском саду я себя чувствую как рыба в воде «)

ПЕДАГОГ: Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово «вода». Я буду говорить начало пословицы, а вы – её конец.

Не зная броду, … не суйся в воду.

Правда в огне не горит и … в воде не тонет.

Чистая вода - … для хвори беда.

Чтобы рыбку съесть, … надо в воду влезть.

Всё не беда, … коли есть хлеб да вода.

В этом доме и вода … что мёд.

Воду варить - … вода и будет.

Разлитую воду не соберёшь.

Поздно щуке на сковороде … вспоминать о воде.

Мы с тобой как рыба с водой.

ПЕДАГОГ: Вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте соберём семью слова «вода».

ДЕТИ : водный, водяной, водокачка, водопровод, водовоз, водопад, водоворот, водолаз, водоём, водолей, водопой, водоросли, водосток.

(При затруднении педагог показывает картинки с изображением предметов).

ПЕДАГОГ: Большая семья у слова «вода «.

РЕФЛЕКСИЯ. Наша беседа подошла к концу. Можно ли сказать, что мы лили воду или толкли воду в ступе?

ДЕТИ: Нет

ПЕДАГОГ: Почему?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Публикации по теме:

Дидактические игры-головоломкиДидактические игры-головоломки Дидактические игры-головоломки. Данное пособие я изготовила к занятию по ФЭМП на развитие логического, мышления. Для детей старшего дошкольного.

Планирование мероприятий к празднику «День семьи, любви и верности» Мероприятия, посвящённые празднованию «ДНЯ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ» в МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Беседа: «День семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Волшебное слово «вода»
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 14:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД