Татьяна Карпова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и декоративно-прикладному творчеству детей «Волшебные сундучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие. «Воспитатель года – 2014».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и декоративно-прикладному творчеству детей в старшей группе.
Тема: «Волшебные сундучки»(слайд №1)
Цель: Закрепление знаний детей о видах декоративно-прикладного искусства, формах фольклора.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и декоративно-прикладному творчеству детей „Волшебные сундучки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Задачи : Совершенствовать речь детей; расширить представления детей о многообразии окружающего мира с использованием фольклора и изделий народных промыслов; развивать художественные способности в изобразительной деятельности;
развивать у детей эстетическое восприятие; воспитывать чувство любви к Родине.
Ход занятия
В группе подготовлены : мультимедиа, иллюстрации, сундуки (хохломская посуда
ложки ; дымковские изделия, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, баночки для воды.
В группу входят дети, здороваются с гостями.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Пришла я к вам с подарками-
Сундуками красивыми, яркими,
Сундуки те из сказочных мест,
Где вокруг только речка да лес.
Мастера в той глубинке живут,
Вам приветы веселые шлют!
Сундуки вы скорей открывайте,
Да секреты их все разгадайте!
- Ну что, ребята, открываем первый сундук? (Звучит русская народная мелодия (сени)
(Открываю сундук, достаю ложки)
- Наши ложки хохломские-
Самый лучший сувенир.
С позолотой, не простые,
Знамениты на весь мир!
- Ребята, как называется эта роспись? Правильно, Хохлома. Хотите узнать, откуда пришло к нам это диво? Тогда слушайте. (слайд №2) камаринская
(Негромко звучит русская мелодия, на мультимедиа – природа, речка, лес)
- Сказывают, что жил на берегу реки Хохломки, что в Нижегородских лесах, чудо-мастер. Мастерил он посуду. Слайд №3 Вот раз прилетела к нему Жар-птица, слайд №4 мастер накормил ее зерном, и захотела птица отблагодарить мастера. Задела она крылом посуду, и вмиг посуда стала словно золотая, слайд № 5 да с такими узорами, что глаз не отвести. С тех пор и стали называть посуду хохломской, слайд 6,7.8 а мастера передают из поколения в поколение секрет «золотой» посуды. Слайд 9
- Ребята, как вы думаете, из какого материала делают посуду в Хохломе? (Ответы детей).
- А какие вы знаете поделки из Хохломы (Достаю из сундука посуду, дети называют –
тарелка, кувшин, и т. д.)
- Какие цвета используют хохломские мастера? (Красный, желтый, зеленый, черный, и главный цвет – золотой)
Резные ложки и ковши, ты разгляди-ка, не спеши!
Там травка вьется и цветы удивительной красы.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки, здесь же каждый – золотой
Красоту такую люди называют хохломой!
- Ребята, назовите элементы росписи: травинки, усики, ягоды. Слайд 10,11
- Какие ягоды? (смородина, земляника)
- Молодцы!
- Ребята, возьмите ложки в руки, для чего они нужны (ответы детей) слайд 12
- Как вы думаете, где еще можно использовать ложки? Правильно, как музыкальные инструменты. слайд 13 Хохломские мастера не только трудиться, но и отдыхать умеют. Мы сейчас – музыканты. Поиграем от души! (Звучит р. н. ритмическая мелодия, дети играют на ложках)
- Молодцы! Очень весело играли, и нисколько не устали!
-Узнали мы, ребята, что скрывалось в первом сундуке, продолжим наше расследование?
Открываю второй сундук. Слайд 14 15
- Мы отправляемся в волшебный мир загадок. Загадка – это короткий рассказ, когда предмет не называется, а описывается, например:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Дети вспоминают загадки. Предлагаю им различные картинки: морковь, мышка, лиса,
солнце, кот, заяц и т. д.
В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка, кто же это (Мышка)
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого
Светит весело в оконце
Ну конечно, это (солнце)
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой (Кот)
Серый, длинноухий
Прыгает ловко
Любит морковку (Заяц)
- Молодцы, ребята, загадки хорошо знаете!
- А сейчас мы отправимся в мир народных игр! Слайд 16
Ребята, вы любите играть? Почему? (Ответы детей)
Вот и в старину собирались добры молодцы и девицы на игрища и гулянья и играли в народные игры. Предлагаю вам народную игру перетягивание каната.
- Вы, ребята, молодцы – и на ложках играть, и загадки отгадывать, и в игры-хороводы играть!
- Вот и узнали мы с вами секрет и второго сундука, остался третий…
Ну а третий сундук – необычный сундук! Что же там?
(Открываю сундук – в нем дымковские игрушки, лошадки и т. д.)
- По дорожке ровной гладкой
Скачут Дымкова лошадки
Чок-чок-чок-чок
Скачет резвый табунок.
Наша хата утехами богата:
Кони вороные, гривы расписные, слайд 17
Всем по нраву глиняные забавы!
- Ребята, как называются эти игрушки? Правильно, дымковские, по названию слободы
Дымково в городе Вятки. слайд 18 Рано-рано хозяюшки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу, отсюда и название – Дымка.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
В селе рождались чудо-сказки, и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные. Слайд 19
Сначала игрушки изготавливались как оберег. Люди верили что их покровитель – Ярило, то есть солнце, и дымковские мастера изображали его в виде коня. Слайд 20 21 Сам конь белый, а на груди – красный круг, солнце.
Рассматриваем игрушки.
_ Ребята, из чего сделаны дымковские игрушки? Из глины, верно. Слайд 22
Какими элементами украшали игрушки? Слайд 23 (Точки, кружочки, волнистые и прямые линии)
- Правильно. Каждый элемент имеет свое обозначение:
Круг – солнце
Точка – звезды
Волнистая линия – вода
Прямая линия – дорога
Называем цвета : зеленый, красный, синий, оранжевый, а самое главное – золотые квадратики. Это называется «сажать золото».
Достаю заготовки лошадок. -Ребята, посмотрите, наши лошадки грустные, невеселые, почему? (Они не раскрашены)
- Давайте их раскрасим. Обращаю внимание детей на то, что рисовать будем ватными палочками. Дети начинают работать. музыка.
- Ребята, раскрашивать лошадок вы закончите в группе. Это вам подарок.
- Вот мы и разгадали секреты наших сундуков, в первом – хохлома, во втором – загадки и игры, в третьем – дымковская игрушка. Мы гордимся стариной, стала нам она родной! Что вам запомнилось? Понравилось?
Что показалось трудным? Интересным?
Вы большие молодцы, мне с вами было интересно и приятно. Спасибо вам за умелые руки, за сообразительность, за доброту и гостеприимство! Нам пришла пора прощаться!
Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах на весь мир молва идет.
Счастья, мира и здоровья от души желаю я,
Чтоб вовеки процветала наша добрая земля!