Получи документы

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста (1 фото)

Валентина Рейнбант
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста

Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания,обучения и развития детей дошкольного возраста. Особое место в нем занимает организация режимных моментов и воспитание культуры здоровья дошкольников. Любая образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений, любое пособие по воспитанию ребенка в семье важнейшими здоровье сберегающими задачами определяют становление культурно-гигиенических умений и навыков детей и приобщение их к режиму дня. Большую помощь в воспитании к. г. н. в моей работе оказывает художественное слово. Любой день начинается с утра. Для того, чтобы дети, приходя в д. сад приветствовали присутствующих, я побуждаю детей решать педагогические ситуации, использую фольклорные формы:

Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» размещена в разделах

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

«с добрым утром», «добрый вечер»

«доброй ночи» говорим.

По началу года мои малыши не обладали навыком приветствия, поэтому я первая говорила: «Доброе утро», побуждая к ответу. Других ребят на приветствие заранее настраивали мамы. Я думаю что ситуация, когда новоприбывший ребенок расставаясь с мамой горько плачет знаком многим. Такая девочка была и у меня. Что бы смягчить разлуку с мамой я придумала игровую ситуацию. Завидев слезы у Кристины, я надевала на руку «тучку» и говорила:

В сад Кристиночка идет

Очень горько слезки льет

Тучка хмурится на небе

Как помочь Кристине, дети…

Затем привлекая внимание ребенка, я меняю тучку на солнышко, проговариваю такие слова:

А Кристина улыбнулась-

Сразу солнышко проснулось,

Кристина улыбается-

Всем ребятам нравится.

Я увидела положительный результат своей затеи, стала от имени солнышка встречать и остальных детей. Дети охотно вступали в контакт с солнышком, улыбались, желали «доброго утра». В дальнейшей работе я думаю использовать и других сказочных персонажей.

В процессе работы с детьми я обратила внимание, что многие дети обладают очень слабыми навыками мытья рук : мыльце намыливали только на ладошках или безучастно держали руки под струйкой воды, не делая попытки мыть самостоятельно, а отжимать руки и вовсе забывали. Я стала использовать схему мытья рук. Большую пользу принесло в работу использование малых фольклорных форм. Что бы сразу привлечь внимание детей к процессу умывания я эмоционально произношу

Тра-та-та, тра-та-та

Где тут прячется вода

Ты, водичка, выходи

Нам умыться помоги.

И только после этого включала воду. Эмоциональный тон, ритмичность 4-стишья побудили детей к очень быстрому запоминанию потешки. В скором времени они с удовольствием сканировали: «Тра-та-та»

В готовых произведениях я не находила такое, которое раскрывало бы структуру мытья рук, тогда я придумала такие строки:

Намочу ладошки

Я совсем немножко

Мыло капну, а потом

Мыть ладошки мы начнем.

Мы ладошки трем-трем

И по кругу повернем

Будем пальчики считать

1,2,3,4,5.

Белые перчатки у мальчика Захарки.

У Алены и у Димы.

У Софии и Кристины.

Станем мыло мы смывать

Воду крепко отжимать

Руки сухо вытирать.

Вот какая чистота: полюбуйтесь детвора!

С первых слов дети с большим интересом посмотрели на меня, заулыбались. На данный момент ребята с удовольствием проговаривают произведение. И я вижу, что текст очень близок и понятен детям, т. к. они уже не пропускают ни одного этапа мытья рук.

Вытирание рук я взяла для обучения как отдельный этап. Дети вытирали руки полотенцем, не снимая его. Я предложила детям игровую ситуацию «Как Маша научилась руки вытирать». В игровой ситуации я обучила детей правилам пользования полотенцем.

Правила пользования полотенцем.

-снять полотенце с крючка

-положить его на одну руку, затем спрятать под него другую руку

-ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица

-на сухо, вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки спрятанной под ним.

-вытереть вторую руку.

-повесить полотенце на место

Испытала я затруднения при обучении детей культуре еды. В 3-4 года мелкая моторика рук слабо развита: ребенку удобнее держать столовый прибор в кулачке. Движения не уверенны, дети часто проливают еду, отвлекаются,пищу оставляют в тарелке не доеденной. Большой материал, побуждающий детей доедать пищу без остатка, я встретила у Вераксы, который с удовольствием использую:

Вот чашка, вот ложка

Ложка в чашке побывала

Вкусного борща не стало.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным

Здоровым и красивым.

Для того, что бы дети за столом вели себя опрятно, уделяю внимание сервировке стола. Так же использую художественное слово:

Чавкать, хлюпать и смеяться

Дуть на пищу и болтать

За столом не нужно, братцы,

Это каждый должен знать!

Вызвали интерес у детей стихотворные строки, которые я сочинила для своих детей :

Жаловалась ложка

На Темочку немножко:

«В кулачке меня зажал

И неряхою назвал…

Но ведь я не виновата

Я аккуратная, ребята,

Меня правильно возьмешь-

Суп ни капли не прольешь.

Ребята стали стараться не проливать жидкость на салфеточку, поэтому несли ложку аккуратно, направляя узкую сторону ложки в рот; при этом в меру склоняясь над тарелкой. Чтобы хлебушек не крошился на салфеточку, ребята кусают хлеб над тарелкой. После еды аккуратно пользуются бумажной салфеткой. А по окончанию еды дети дружно благодарят:

Воспитатель : за вкусную еду,

За богатырскую силу,

Скажем поварам:

Дети: большое спасибо!

С детства у меня воспитывали бережное отношение к хлебу. Такое же отношение я стараюсь воспитывать у своих детей. Часто я читаю наизусть:

Слава миру на земле,

Слава хлебу на столе.

Вот он – хлебушек душистый,

Вот он - теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

Наступила пора холодной погоды, и я думаю, что мои коллеги столкнулись с их последствиями у детей : чихание, кашель. И при этом выясняется, что платочек лежит в карманчике, а дети им пользоваться не умеют. Я обыграла сценку с персонажами кукольного театра; целью, которой было побудить детей задуматься о назначении носового платочка, подсказать выход из создавшейся ситуации.

Большое внимание я уделяю организации дневного сна, приучаю детей аккуратно складывать одежду с первых дней. Требую, что бы все вещи были вывернуты лицевой стороной. Верхняя одежда аккуратно вешается на спинку стула; нижняя - на сиденье стула, колготки мы складываем просто: пополам, пополам. Через короткое время вещи лежат на стульчиках очень опрятно. После сна приучаю детей к аккуратному одеванию.

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки

Разные заклепочки.

Ребята стараются одеваться аккуратно, чтобы не быть похожими на Машу-растеряшу.

Приучаю детей помогать друг другу, устранять неполадки в одежде, использую зеркало: «Посмотри на себя внимательно: одежда твоя в порядке?»

После одевания приводим в порядок волосы. Дети приучены пользоваться только своими расческами. Когда заплетаю косы у девочек, я проговариваю:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Как и все дети, мои ребята очень любят играть, а вот убирать игрушки как -то желания не возникает. Придумываю разные ситуации; разговоры игрушек между собой; заучиваю стихотворение с детьми:

Мы свои игрушки любим:

Обижать мы их не будем,

Будем с ними мы играть

И на место убирать.

Так ребята постепенно приучаются убирать игрушки не только в группе, но и дома. Люблю использовать в своей работе кукольный, настольный театр. Любая сценка с игрушечным персонажем запоминается ярче и лучше, чем назидательная беседа.

Неоценимую помощь для закрепления полученных навыков и умений по закреплению к. г. н. у детей мне оказывает игра. «Разложи по порядку», «Выбери правильно» способствуют закреплению навыков умывания. «Помоги Маше собраться в гости» побуждает ребенка привести в порядок одежду куклы; сделать ей праздничную прическу. В сюжетно-ролевых играх я вхожу в партнерские отношения, чтобы в непринужденной форме позволить детям проявить самостоятельность, инициативу, выявить или закрепить полученные знания и умения.

На протяжении длительного периода я в тесном сотрудничестве работаю с библиотекой. Так по моей просьбе была организована книжная выставка «быть опрятным хорошо, а неряхой плохо». Детей заинтересовали новые книги,смена обстановки и, конечно,появление нового взрослого-библиотекаря. Ребята с удовольствием слушали сообщение Светланы Владимировны, а потом делились своими впечатлениями.

Конечно, в такой кропотливой работе как привитие у детей к. г. н, без помощи родителей не обойтись. Много различных форм работы можно придумать. Я коснусь только некоторых. Интерес у родителей вызвал фотомонтаж с фото детей о закреплении к. г. н. дома. Большим спросом пользуется тематическая библиотека. Родители с детьми выбирают книгу, которую можно взять домой на время. Таким образом, произведения читаются в д. саду и закрепляются (иногда заучиваются наизусть) дома.

Таким образом, работая в тесном контакте с родителями, я надеюсь добиться хороших результатов в привитии детям норм поведения и к. г. н., что несомненно будет способствовать уверенному поведению детей в любом социуме.

Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста
Опубликовано: 9 января 2015 в 18:28
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Рейнбант (УИ 294043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД