Валентина Рейнбант
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания,обучения и развития детей дошкольного возраста. Особое место в нем занимает организация режимных моментов и воспитание культуры здоровья дошкольников. Любая образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений, любое пособие по воспитанию ребенка в семье важнейшими здоровье сберегающими задачами определяют становление культурно-гигиенических умений и навыков детей и приобщение их к режиму дня. Большую помощь в воспитании к. г. н. в моей работе оказывает художественное слово. Любой день начинается с утра. Для того, чтобы дети, приходя в д. сад приветствовали присутствующих, я побуждаю детей решать педагогические ситуации, использую фольклорные формы:
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
«с добрым утром», «добрый вечер»
«доброй ночи» говорим.
По началу года мои малыши не обладали навыком приветствия, поэтому я первая говорила: «Доброе утро», побуждая к ответу. Других ребят на приветствие заранее настраивали мамы. Я думаю что ситуация, когда новоприбывший ребенок расставаясь с мамой горько плачет знаком многим. Такая девочка была и у меня. Что бы смягчить разлуку с мамой я придумала игровую ситуацию. Завидев слезы у Кристины, я надевала на руку «тучку» и говорила:
В сад Кристиночка идет
Очень горько слезки льет
Тучка хмурится на небе
Как помочь Кристине, дети…
Затем привлекая внимание ребенка, я меняю тучку на солнышко, проговариваю такие слова:
А Кристина улыбнулась-
Сразу солнышко проснулось,
Кристина улыбается-
Всем ребятам нравится.
Я увидела положительный результат своей затеи, стала от имени солнышка встречать и остальных детей. Дети охотно вступали в контакт с солнышком, улыбались, желали «доброго утра». В дальнейшей работе я думаю использовать и других сказочных персонажей.
В процессе работы с детьми я обратила внимание, что многие дети обладают очень слабыми навыками мытья рук : мыльце намыливали только на ладошках или безучастно держали руки под струйкой воды, не делая попытки мыть самостоятельно, а отжимать руки и вовсе забывали. Я стала использовать схему мытья рук. Большую пользу принесло в работу использование малых фольклорных форм. Что бы сразу привлечь внимание детей к процессу умывания я эмоционально произношу
Тра-та-та, тра-та-та
Где тут прячется вода
Ты, водичка, выходи
Нам умыться помоги.
И только после этого включала воду. Эмоциональный тон, ритмичность 4-стишья побудили детей к очень быстрому запоминанию потешки. В скором времени они с удовольствием сканировали: «Тра-та-та»…
В готовых произведениях я не находила такое, которое раскрывало бы структуру мытья рук, тогда я придумала такие строки:
Намочу ладошки
Я совсем немножко
Мыло капну, а потом
Мыть ладошки мы начнем.
Мы ладошки трем-трем
И по кругу повернем
Будем пальчики считать
1,2,3,4,5.
Белые перчатки у мальчика Захарки.
У Алены и у Димы.
У Софии и Кристины.
Станем мыло мы смывать
Воду крепко отжимать
Руки сухо вытирать.
Вот какая чистота: полюбуйтесь детвора!
С первых слов дети с большим интересом посмотрели на меня, заулыбались. На данный момент ребята с удовольствием проговаривают произведение. И я вижу, что текст очень близок и понятен детям, т. к. они уже не пропускают ни одного этапа мытья рук.
Вытирание рук я взяла для обучения как отдельный этап. Дети вытирали руки полотенцем, не снимая его. Я предложила детям игровую ситуацию «Как Маша научилась руки вытирать». В игровой ситуации я обучила детей правилам пользования полотенцем.
Правила пользования полотенцем.
-снять полотенце с крючка
-положить его на одну руку, затем спрятать под него другую руку
-ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица
-на сухо, вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки спрятанной под ним.
-вытереть вторую руку.
-повесить полотенце на место
Испытала я затруднения при обучении детей культуре еды. В 3-4 года мелкая моторика рук слабо развита: ребенку удобнее держать столовый прибор в кулачке. Движения не уверенны, дети часто проливают еду, отвлекаются,пищу оставляют в тарелке не доеденной. Большой материал, побуждающий детей доедать пищу без остатка, я встретила у Вераксы, который с удовольствием использую:
Вот чашка, вот ложка
Ложка в чашке побывала
Вкусного борща не стало.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным
Здоровым и красивым.
Для того, что бы дети за столом вели себя опрятно, уделяю внимание сервировке стола. Так же использую художественное слово:
Чавкать, хлюпать и смеяться
Дуть на пищу и болтать
За столом не нужно, братцы,
Это каждый должен знать!
Вызвали интерес у детей стихотворные строки, которые я сочинила для своих детей :
Жаловалась ложка
На Темочку немножко:
«В кулачке меня зажал
И неряхою назвал…
Но ведь я не виновата
Я аккуратная, ребята,
Меня правильно возьмешь-
Суп ни капли не прольешь.
Ребята стали стараться не проливать жидкость на салфеточку, поэтому несли ложку аккуратно, направляя узкую сторону ложки в рот; при этом в меру склоняясь над тарелкой. Чтобы хлебушек не крошился на салфеточку, ребята кусают хлеб над тарелкой. После еды аккуратно пользуются бумажной салфеткой. А по окончанию еды дети дружно благодарят:
Воспитатель : за вкусную еду,
За богатырскую силу,
Скажем поварам:
Дети: большое спасибо!
С детства у меня воспитывали бережное отношение к хлебу. Такое же отношение я стараюсь воспитывать у своих детей. Часто я читаю наизусть:
Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе.
Вот он – хлебушек душистый,
Вот он - теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Наступила пора холодной погоды, и я думаю, что мои коллеги столкнулись с их последствиями у детей : чихание, кашель. И при этом выясняется, что платочек лежит в карманчике, а дети им пользоваться не умеют. Я обыграла сценку с персонажами кукольного театра; целью, которой было побудить детей задуматься о назначении носового платочка, подсказать выход из создавшейся ситуации.
Большое внимание я уделяю организации дневного сна, приучаю детей аккуратно складывать одежду с первых дней. Требую, что бы все вещи были вывернуты лицевой стороной. Верхняя одежда аккуратно вешается на спинку стула; нижняя - на сиденье стула, колготки мы складываем просто: пополам, пополам. Через короткое время вещи лежат на стульчиках очень опрятно. После сна приучаю детей к аккуратному одеванию.
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки
Разные заклепочки.
Ребята стараются одеваться аккуратно, чтобы не быть похожими на Машу-растеряшу.
Приучаю детей помогать друг другу, устранять неполадки в одежде, использую зеркало: «Посмотри на себя внимательно: одежда твоя в порядке?»
После одевания приводим в порядок волосы. Дети приучены пользоваться только своими расческами. Когда заплетаю косы у девочек, я проговариваю:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Как и все дети, мои ребята очень любят играть, а вот убирать игрушки как -то желания не возникает. Придумываю разные ситуации; разговоры игрушек между собой; заучиваю стихотворение с детьми:
Мы свои игрушки любим:
Обижать мы их не будем,
Будем с ними мы играть
И на место убирать.
Так ребята постепенно приучаются убирать игрушки не только в группе, но и дома. Люблю использовать в своей работе кукольный, настольный театр. Любая сценка с игрушечным персонажем запоминается ярче и лучше, чем назидательная беседа.
Неоценимую помощь для закрепления полученных навыков и умений по закреплению к. г. н. у детей мне оказывает игра. «Разложи по порядку», «Выбери правильно» способствуют закреплению навыков умывания. «Помоги Маше собраться в гости» побуждает ребенка привести в порядок одежду куклы; сделать ей праздничную прическу. В сюжетно-ролевых играх я вхожу в партнерские отношения, чтобы в непринужденной форме позволить детям проявить самостоятельность, инициативу, выявить или закрепить полученные знания и умения.
На протяжении длительного периода я в тесном сотрудничестве работаю с библиотекой. Так по моей просьбе была организована книжная выставка «быть опрятным хорошо, а неряхой плохо». Детей заинтересовали новые книги,смена обстановки и, конечно,появление нового взрослого-библиотекаря. Ребята с удовольствием слушали сообщение Светланы Владимировны, а потом делились своими впечатлениями.
Конечно, в такой кропотливой работе как привитие у детей к. г. н, без помощи родителей не обойтись. Много различных форм работы можно придумать. Я коснусь только некоторых. Интерес у родителей вызвал фотомонтаж с фото детей о закреплении к. г. н. дома. Большим спросом пользуется тематическая библиотека. Родители с детьми выбирают книгу, которую можно взять домой на время. Таким образом, произведения читаются в д. саду и закрепляются (иногда заучиваются наизусть) дома.
Таким образом, работая в тесном контакте с родителями, я надеюсь добиться хороших результатов в привитии детям норм поведения и к. г. н., что несомненно будет способствовать уверенному поведению детей в любом социуме.