МААМ-картинки

Воспитание культурой и красотой. Консультация для педагогов

Валентина Шанина
Воспитание культурой и красотой. Консультация для педагогов

Что такое воспитание?

Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным. Благородным и прекрасным, питание красотой. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой спасения SOS.То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокого насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры и немедленно. Что мы можем сделать? Одним махом раз и навсегда ничего сделать не возможно. Нужны каждодневные и повседневные решительные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде это всего касается воспитание самых маленьких членов общества. Главное- знать причину болезни. Найти корень. А причина одна - упадок нравственности и культуры в самом широком понимание этого слова. Причина - в самом человеке. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе. Недаром говорят: «Что посеешь, то пожнешь». Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как наш воспитанник уже взрослый. Какой он? Что делает? Как живет? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть, что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить нельзя! Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это сделать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце, к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного, и эстетического воспитания не работают. Духовное и материальное благосостояние государства и общества, зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас. Заложим в сознание и сердце детей. Воспитание Культурой и Красотой не просто красивые слова - это опыт человечества, это единственный путь. Культура и Красота - понятия глубинные, прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека с его мыслями, чуствовами. Николай Заболоцкий писал: Что есть красота и почему обожествляют люди? Сосуд она, в котором пуста или огонь, мерцающей в сосуде? Николай Добролюбов отвечает: Красота заключается не в отдельных чертах и мнениях а, в общем, выражение лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается.»

Публикация «Воспитание культурой и красотой, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Подлинно культурный человек-это не только образованный человек. Культура-это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того кто не руководит своими инстинктами - его нельзя назвать культурным человеком. Культура, если она впитана с детства, становится - обязательно становится - неотъемлемым достоянием человека. Она как-бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. В чем же красота? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести ее детям? Красота много лика многопланова, многомерна, если угодна. Нет и не может быть единого стандарта Красоты единого эталона. Сколько людей и столько и понимания и восприятия Красоты. Слово Красота мы пишем с большой буквы, значит, имеем ввиду нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость. Удовлетворение, восторг или утешения, в общем, положительно влияет на нас. Что это может быть? Природа, искусство. Красота человека его духовная внутренняя красота, которая выражена в поступках, в подвигах во имя общего блага, во имя добра и той - же красоты. Это Красота наших чувств, мыслей, переживаний порой непостижимых умом. Но сердцем. Ясно одно, в чем бы, как ни была выражена. Красота она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенной, уверенней. Красота может успокаивать, может придавать сил и даже лечить. Недаром существует арт-терапия - лечение Красотой. Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается. По этому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем. Природа произведения искусства, литература все это в меньшей большой мере может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм и звуков превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках! Важно понять, что не воспринятая красота не действует, она как-бы не существует. Но она есть гораздо больше, чем мы думаем, чем мы видим. Все дело в нашем умение замечать, понимать, чувствовать Красоту. Можно сколько угодно стоять перед картиной, или среди красой природы и при это не почувствовать Красоту не восхититься не обрадоваться. В таком случае Красота не действует и не делает нас лучше. Не спасает. Необходимо ее научиться воспринимать, осознавать и претворять в жизнь. Мы должны совершать усилия, чтобы замечать красоту вокруг себя, чтобы ее чувствовать, фиксировать в своем сознание и конечно чтобы суметь творить красоту. Если на это удастся, то нам удастся воспитывать детей Красотой - передавать им свою любовь Красоте, помогать замечать Красоту и создавать Красоту своими руками. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятия Красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание - есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка и произнести призывное: «Смотри» - одна из важных задач воспитателя. Можно с уверенностью сказать, что без внимания, восприятия невозможно обратить на себя внимания; ребенку помогает красочность, необычность, привлекательность того что мы ему показываем. Выдающейся Советский педагог и воспитатель В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти.» Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости. В этой же книге Сухомлинский говорит: «Там где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди.» Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой - либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятия можно назвать вдох, то выражения воспринятых образов красок, звуков в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха не возможен. Мы помогаем ребенку (выдохнуть) в рисунках, в поделках, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно свободно - выразить то, что он хочет и как хочет. У маленьких детей до 5 лет от природы сильное чувство свободы потребность в самостоятельном действии. Если это природная потребность поощряется и развивается, ребенок воспитывается и развивается естественно и полноценно. К сожалению, частые случаи, когда в семье и в д/саду - эта самостоятельность не развивается и даже тормозит. Принуждая ребенка делать по плану и заданию взрослого ограничивая его творчество, мы тормозим и даже надолго можем убить желания ребенка свободно творить и проявлять инициативу. Ребенок усваивает форму взрослого и несет ее не только в д/сад, но и в повседневную жизнь, но и в дальнейшую жизнь взрослого человека. И наоборот, постоянно внушая ребенку веру в свои силы, поощряя любую инициативу, исходящую от ребенка помогая в его творческих начинаниях, пусть самых наивных и маленьких, мы помогаем тому, что ребенок смело, берется за кисть, карандаши не боится большого белого листа бумаги, не боится высказывать, что он думает и чувствует. Такие дети выглядят более энергичными, радостными, здоровыми и сильными. Может быть, многие психологические проблемы детей и проблемы здоровья связаны с подавлением их инициативы, творчества с неправильным воспитанием. Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать - в нас и в детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения, эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникшие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверное, благотворно влияют на здоровье. Задача воспитателя - создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств, и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытывали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью. Мы должны говорить ребенку, объяснить ему значения Красоты для людей, ее ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважения ценностям Культуры и искусства, воспитывать их как защитников Красоты. Огромное количество бесценных творений человечества погибли в воинах вооруженных конфликтах. Не меньше - в мирное время, когда невежество, варварство, приводили её сокращению - сокровищ Красоты, так нужных для новых поколений. Дети могут знать и об этой стороне существующей Красоты, чтобы лучше почувствовать и понять всю необходимость сохранения. Прекрасного не только для себя, но и для близких, для всех людей на земле. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев. Выставок концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту, тем полноценнее будут протекать их развитие и образования. Красота должна жить в наших домах, вокруг нас в детсаду и в школах. Мы должны стремиться как можно лучше украсить места пребывания детей, сделать все возможное, чтобы они видели живую природу, могли приблизиться к ней. По большому счету д/сады и школы должны быть самыми красивыми сооружениями. Конечно, в достижении Красоты нужны усилия, нужны постоянные усилия. Только тогда мы станем крепче и крепче будет Красота, которую мы создадим вокруг себя.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Цель: воспитание патриотических чувств на основе изучения традиций русского православного воспитания. В дошкольном периоде идет активное.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание в семье и детском саду» Современные психолого - педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи» Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача и она.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой родного края Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему.

Сенсорное воспитание (консультация для педагогов) Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Это самое благоприятное время для сенсорного.

Консультация для педагогов дошкольных организаций «Воспитание сказкой» Статья «Воспитание сказкой». Многие дети хорошо знали сказку Ш. Перро «Красная шапочка», но ее содержание не вызывало у них большого интереса.

Встреча с родителями в семейном клубе «Мишпоха (семья)» «Воспитание красотой» В зале негромко звучит песня Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»… Тема нашей встречи клуба «Мишпоха» - «Воспитание.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста» Экологическое воспитание ребенка. «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурой и красотой. Консультация для педагогов
Опубликовано: 29 января 2016 в 19:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД