Ольга Казакова
Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду
Консультация для педагогов
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и в детском саду. Придя в детский сад, ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детскою коллектива, где воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, с другими знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.
Публикация «Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребенок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений. Задача воспитателя — расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе.
В обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, позже (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и эстетическую основу.
Формирование основ поведенческой культуры проходку своеобразный цикл, который включает:
1) знание этикетного правила;
2) понимание его разумности и необходимости:
3) умение применять его прагматически;
4) эмоциональное переживание от его выполнения.
Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне.
Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия.
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам.
3. Связь с семьей — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной работы. Например, в речевом запасе дошкольника могут быть такие понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.
Обучение детей правилам современного этикета
Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами.
В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т. п. — все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка доведения. Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за сгола, произнести комплимент и т. п. Игры — основной вид деятельности дошкольника — дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10—12 человек).
Основные принципы и этапы построения занятия
1. Нельзя принуждать детей к выполнению упражнений. Для активизации их деятельности можно использовать положительные оценки их участия, награждение призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.
2. Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились.
3. Необходимо рассчитывать на каждого конкретного ребенка, его уровень мышления, возрастные и психологические особенности, семейное и материальное положение. Выбирая то или иное практическое задание, желательно продумывать, кто из детей его может выполнить.
4. В конце занятия следует подвести итог. Дети сами могут сделать необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Воспитатель еще раз четко указывает на самое главное, что следует усвоить из занятия.
5. Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить
близким подарок. Г лавные принципы таких заданий совместное с
родителями выполнение; добровольность, детское творчество (рисунки, композиции, аппликации, составление рассказов, сочинение стихов, постоянное стремление к соблюдению правил этикета.
6. В ходе занятия желательно избегать негативных оценок. Можно ввести в оценочную систему такие слова, как отлично, хорошо, очень хорошо, молодец, подумай еще, это не совеем так, давай подумаем вместе.
Обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада: приветствие во время сбора детей и прощание в конце дня, поведение за столом, прогулка по улице, встреча с артистами кукольного театра, праздничное веселье, игры на свежем воздухе и в группе, участие в различных занятиях. Воспитатель, начиная работу в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешать слушать другим, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т. н. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.