Damira Abyazova
Воспитание нравственных качеств через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности для детей старшей группы
Тема: «По дорогам сказок»
Цель: обогащать детей нравственными понятиями; обобщать знания о сказках; воспитывать у детей вежливость, положительные взаимоотношения, интерес к сказкам; активизировать мыслительную деятельность детей; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.
1 организационный этап
Педагогическая цель: Помочь детям сформулировать цель совместной деятельности, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи для активизации деятельности.
Публикация «Воспитание нравственных качеств через художественную литературу» размещена в разделах
Цель, которую должны поставить перед собой дети: помочь девочке спасти братика от злой бабы-яги.
--Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Ребята, вы хотите совершить путешествие по волшебной, удивительной стране «Сказка?»
(ответы детей)
--Один и два и пять и восемь
В сказку всех мы переносим!
(ппод музыку из передачи «В гостях у сказки» воспитатель «колдует», дети кружатся на месте)
--Вот мы и попали в волшебную страну. Давайте присядем на стулья и посмотрим, что же интересного происходит в стране сказок?
(просмотр отрывка из мультипликационного фильма по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» до момента, где гуси унесли мальчика)
Ой, ребята, беда приключилась в волшебной стране. Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей похитила мальчика. Что же делать?
А давайте поможем девочке спасти братца? Согласны?
Но испытания будутсложными, вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в путь!
2 этап с опорой на личный опыт детей
Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их знания о сказках, вежливых словах.
Цель, которую должны достигнуть дети:
Вспомнить вежливые слова, сказки, чтобы выполнить задания и помочь девочке.
--Вот чудесная тропа,
Загляните-ка сюда!
В путешествие по сказкам
Мы отправимся, друзья!
А вот и первая остановка. Перед вами яблоня с яблоками. Надо совать яблоко и сказать вежливое слово (спасибо, пожалуйста и т. д.)
--Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились.
Идём дальше. Следующее задание «Узнай сказку»(при ответе детей на проекторе появляется иллюстрация с изображением сказки)
1. Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
2. По тропе шагая бодро
Сами воду тащат вёдра
(«по щучьему веленью»)
3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
И, сам того не ведая
Несёт её домой. («Маша и медведь»)
4. А теперь про чей-то дом разговор мы заведём,
В нём богатая хозяйка припеваючи жила
Но беда пришла нежданно---
Этот дом сгорел дотла. («Кошкин дом»)
5. Возле леса на опушке трое их живёт в избушке,
Там 3 стула, 3 кровати, 3 подушки
Кто герои этой сказки( «Три медведя»)
Мимо детей прокатывается колобок.
-Ой, ребята, кто это катится по дорожке? Да это Колобок, наверное катится к себе в сказку. Скажите мне пожалуйста, чем заканчиваетя сказка «Колобок?»
Как жалко Колобка, и дед с бабой, наверное, очень огорчились, искали его, ждали. Давайте сядем здесь на полянку и придумаем другой конец сказки—добрый, хороший.
(дети придумывают конец сказки)
-Молодцы, ребята, с таким трудным заданием справились.
Следующее задание необычное-«Что хорошо, что плохо»
Если это хорошо—предлагаю хлопать, а если плохо-топать.
1. Здороваться со всеми –это хорошо или плохо?
2. Читать книгу?
3. Рвать, кидать книгу?
4. Желать всем хорошего?
5. Плохо или хорошо поступил Иван-царевич, когда сжёг кожу Царевны-лягушки?
6. Свистеть в помещении?
7. Обижать малышей?
8. Хорошо или плохо поступил Буратино, когда вместо школы пошёл в театр?
9. Козлята открыли дверь волку, это хорошо?
10. Доктор Айболит лечит всех зверей-это хорошо или плохо?
11. Ходить грязнулей, как герой из стихотворения «Мойдодыр?»
Отправляемся дальше по волшебной стране. А вот и следующее задание.
Перед вами иллюстрации с разными персонажами из сказок. Надо назвать героя, из какой он сказки и добрый он или злой.
И последнее задание «Быстрый ответ»
1. Сколько гномов было в сказке о Белоснежке(7)
2. Как звали внучку, которая боялась солнца (Снегурочка)
3. Как звали трёх поросят (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)
4. Летательный аппарат Бабы-яги (ступа)
5. Как звали девочку, которая жила в избушке медведя (Маша)
6. Что понесла Красная Шапочка своей бабушке? (пирожки и горшочек масла)
7. Кто помог вытащить репку (мышка)
8. Кто развалил теремок (медведь)
9. Сколько козлят было в сказке о козлятах и сером волке? (7)
10. Какую вещь потеряла Золушка на балу (туфельку)
11. Какое животное не любило ходить босиком, а предпочитало ходить в сапогах?
12. Как звали мальчика с длинным носом?
13. Кто потушил море в сказке «Путаница?»(бабочка)
14. Чем Муха-Цокотуха угощала бабочку (вареньем)
15. Как звали девочку, которая жила в цветке?
3 этап –заключительный
Педагоггическая цель: создать условия для того, чтобы дети могли сформулировать ответ на главный проблемный вопрос.
Цель, которую должны достигнуть дети: с помощью взрослого сформулировать и обосновать ответ на проблемный вопрос.
Методы и приё мы: Возвращение к игровой мотивации. Похвала детей за старание. Выведение на самоанализ: как нам было нелегко выполнить все задания.
Вот и закончился наш путь, какие же вы молодцы, выполнили все задания и помогли девочке спасти братца.
-Что же нам помогло? (дружба, желание помочь, доброта)
- Что для вас оказалось сложнее всего, какое задание?
Добро, ребята, всегда побеждает зло. Спасибо вам!
(на экране иллюстрация из рус. нар сказки «Гуси-лебеди»)
Я вас хочу отблагодарить и подарить вот эти шары (воздушные, на них надписи, воспитатель читает их и дарит детям)
--Доброта
--Уважение
--Старание
--Терпение
--Трудолюбие
--Ответственность
Я вам желаю, чтобы эти качества всегда были с вами и помогали расти вам красивыми и и хорошими людьми.