МААМ-картинки

Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с историей родного края

раиса часовских
Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с историей родного края
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время наша Родина - Россия переживает не простой исторический период. Самая большая опасность нынешнего времени -разрушение личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными. У людей искажено представление о милосердии, доброте, великодушии, патриотизме. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, оно приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. С одной стороны патриотизм - это преданность своей Родине, Отчизне, а с другой стороны это сохранение культуры, быта своего народа. Малая родина у каждого человека своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать-все!

Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с историей родного края» размещена в разделах

Известно, что именно дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности, период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Именно в этот момент важно привить чувство глубокой любви к своей малой родине, к родной природе, которая их окружает. Именно из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, воспитывается чувство патриотизма. В этом нас убеждает биография многих писателей, художников, таких как А. С. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана и многих других.

Главная наша задача - сформировать в ребенке гражданственность, чувство глубокой любви к своей малой родине. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по- иному, многое для себя заново открываем, переоцениваем, это относится как к прошлому нашего русского народа, так и к прошлому нашего родного поселка. Свою работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников начинали через историю родного поселка, родного края.

Изучая историю возникновения поселка Троицкий, было продумано, как целесообразней показать детям, выделить то, что характерно для нашего края :

- почему наш поселок так называется?

- в каком веке он возник?

- как жили тогда люди? как работали? как отдыхали?

- какие соблюдали обычаи, традиции?

- чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Помочь детям ответить на эти вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. А самое главное - донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями истории своего родного поселка.

Вначале рассказывали детям о том, что города, села, поселки, как люди имеют свое лицо, характер, свою судьбу, свой возраст. Старались донести до сознания детей то, что у каждого человека есть маленький уголочек земли на нашей большой планете, который ему ближе и родней, и что для моих воспитанников этим уголком является поселок Троицкий. Мы живем на очень древней земле. Из глубины времен ведет свою историю поселок Троицкий. Еще в 16 веке 1596г. Возникли три города г. Белгород, на реке Сейм- г. Курск, и на реке Оскол- г. Старый Оскол. Показала детям открытки с названием этих городов. Объяснила, что раньше эти города были города-крепости. Позднее началось освоение земель Оскольского уезда, то есть началось интенсивное заселение нашего края. Служивым людям из старооскольской крепости за хорошую службу выдавали земли, они их заселяли. Так стали возникать в оскольском уезде хутора.

Проводились с детьми экскурсии к дороге, которая проходит через п. Троицкий на г. Курск. Объяснили детям, что раньше эта дорога проходила не совсем здесь. Рассматривая карту нашего района, показывали детям ту старую дорогу, которая шла из Ст. Оскола до с. Казацкая Степь, дальше до с. Лукьяновка, потом по земле с. Теплый Колодезь, через с. Засеймье и далее на г. Тим и Курск. По этой дороге ездили в г. Курск и обратно в г. Ст. Оскол на лошадях. Поэтому вдоль дороги и селились люди.

На познавательном занятии «История возникновения поселка» говорили детям о том, что они знают, где находится у нас комбикормовый завод, так как там работают их родители. И рассказывали детям о том, что в этом районе было озеро (неподалеку от ремонтно-механических мастерских). Озеро исчезло. Недалеко от поселка идет лесной острог «Задние Проточки» или «Дубовый Куст», это место хорошо известно детям, так как они не раз ходили туда с родителями за ягодами. Давным-давно здесь находилось другое озеро под названием Лебединое. Теперь об озере напоминает ложбина, поросшая лозой.

Поставив задачу, ознакомить своих воспитанников с историей поселка, знали, что это будет важной частью патриотического воспитания наших детей. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому их интерес. Огромное значение для воспитания патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей родного края играет наша русская изба. На этих занятиях знакомили детей с тем, как раньше была устроена изба. На Руси избы были все деревянные. По рассказам старожилов, хуторяне тоже строили избы. Строили всей семьей, а кто сам не справлялся, приглашали плотников из Ястребовки.

В избе у нас есть все предметы быта, которые можно показать детям. Это - вышитые занавески, рушники, чугунки, самовар, деревянные ложки, корыто для стирки белья, ступа, прялка, старинная одежда и обувь, и другие экспонаты старины. Все эти вещи бережно хранились жителями нашего края. Познавательные занятия, проводимые нами в этом месте, показали, как интересно было детям увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, поставить в печь чугунок с картошкой.

На познавательном занятии «Как жили люди на Руси» с детьми мы рассматривали печь, которая находится у нас в русской избе. Также рассказала детям, что раньше, об электричестве и не слышали. Когда наступал вечер, объясняли детям, избу освещали лучинами - это тонкие деревянные щепки, которые вставлялись в специальные приспособления-светупы.

Русская изба помогала нам углубить знания детей о прошлом, познакомить с историей возникновения какого-либо предмета нашего края. Вместе с детьми на познавательных занятиях, таких как: «Путешествие в прошлое посуды», «Путешествие в прошлое одежды», «Путешествие в прошлое обуви», «Путешествие в прошлое куклы» вместе с детьми отправлялись в путешествие в прошлое и настоящее предмета. Так, например, детям было интересно отправиться в путешествие в прошлое куклы. На занятиях дети узнали, что сначала куклы были деревянные, потом соломенные, затем тряпичные, глиняные. Со временем куклы усовершенствовались. В настоящем у детей есть их любимые куклы Барби, но они с интересом играли и в тряпичные куклы. Эти куклы вызывают у детей любого возраста живой интерес.

Показывали детям старый утюг, которым пользовались жители хутора Троицкий. На занятии «Путешествие в прошлое утюга», мы рассматривали современный утюг, удобный и красивый. И тот, которым пользовались наши пра-пра-прабабушки - угольный. Вместе с детьми мы открывали крышку, клали туда сосновые шишки, при этом объясняли, что угольки должны быть горячие, чтобы они смогли нагреть утюг, и только потом им можно было гладить.

Дидактическая игра «Прошлое и настоящее» помогла детям понять, каким предмет был в прошлом, а каким стал в настоящем. Чтобы развить фантазию детей, предлагали им нарисовать этот предмет в будущем. Когда проводили занятия с детьми в младшей группе, часто использовали такой прием, как внесение игрового персонажа (котик - коток, собачка, петушок) или сама одевалась хозяйкой. В средней группе ввели новый персонаж - это домовенок Кузя, маленький мальчик, ровесник детей, который живет за печкой. Он любимец детей, шутник, весельчак, любит разные забавы. Когда домовенок рассказывает детям об истории предметов, он вызывает большое доверие у детей.

На познавательных занятиях рассказывали, как хуторяне на праздниках под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели песни, плясали, затевали игры. По воскресеньям на базаре продавали кто овощи, кто лапти. На Пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и ловкости. В пасхальную ночь в церковь шли все, оставались только глубокие старики. Вернувшись из церкви ранним утром, хуторяне христосовались, обменивались яйцами. А в течение всей пасхальной недели звонили колокола. Любили хуторяне и Масленицу. Как вспоминают жители хутора, праздник был веселым и одним из любимых в народе. Начиналась она всегда с понедельника. Все пекли блины. Блин был символом солнца, приходом весны. Первый блин отдавали нищему. Народ веселился, катаясь с горки на ледянках и санках. В мае хуторяне дружно встречали весну, украшали березки, плели венки на Троицын день. Вместе с музыкальным руководителем в детском саду тоже проводились христианские праздники, такие как: Рождество Христово, Пасха, Святки.

Чтобы новое поколение не было упущено, надо начинать воспитание патриотических чувств у детей еще с дошкольного возраста. Мы делаем все, чтобы наши дети любили свой уголок. Во время экскурсионных прогулок старались показать детям, что с каждым годом поселок становится лучше. Сейчас ведется огромная работа по его благоустройству: разбит сквер, благоустроен парк, сделали спортивные площадки, появилось много клумб с цветами, газоны с зеленой травой. Все это мы наблюдаем вместе с детьми, учим их бережному отношению ко всему, что делается заботливыми руками взрослых. И сейчас уже можно заметить, как возникают в детях патриотические чувства. Детям хочется больше узнать о своем поселке, о его тружениках, проявляют симпатию и уважение к ним. Дети интересуются событиями, происходящими на поселке Троицкий, принимают в них активное участие, бережно относятся к родной природе. Дети знают, что за честный и добросовестный труд лучшие рабочие награждаются орденами и медалями, их портреты украшают доску почета города.

Свою работу по патриотическому воспитанию через историю родного края проводим в тесном контакте с родителями. Ведь в семье ребенок имеет большие возможности расспросить своих прабабушек об истории поселка, во время прогулок с родителями посмотреть достопримечательности Троицкого. На выходных днях дети с родителями наблюдали, как строилась спортивная площадка, ходили в Краеведческий музей.

Родители приносили много экспонатов в русскую избу, это вышитые полотенца, фартуки, платки, старинные чугуны, ухваты и др.

В группе с помощью родителей была изготовлена кроватка для младенца - люлька, а также сундук, где хранится одежда для проведения праздников в детском саду: Масленицы, Троицы и других русских старинных праздников.

Руками родителей были связаны из шерстяных ниток домашние животные, птицы. Родители принимали активное участие в развлечениях, вместе со своими детьми составляли рассказы перед занятием о самом красивом и любимом уголке нашего поселка, а также рисовали рисунки.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования патриотических чувств у дошкольников.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Педагогический проект: «Это наш с тобой любимый город» За последние годы в стране произошли большие перемены. В данный момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовными,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с историей родного края
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 18:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с историей родного края» (включая файлы) размещена пользователем раиса часовских (УИ 128221) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД