Получи документы

Воспитание посредством фольклора. Праздники и развлечения (1 фото)

Оксана Чиркова
Воспитание посредством фольклора. Праздники и развлечения
▼ Скачать + Заказать документы

Народные праздники и развлечения.

Воспитание посредством фольклора. Праздники и развлечения

Фольклор на праздниках и развлечениях.

В нашем детском саду проблему нравственно- патриотического воспитания, мы рассматриваем не только на занятиях, но и на материале праздничной культуры, т. е. знакомим детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обращаемся именно к праздникам?

Публикация «Воспитание посредством фольклора, Праздники и развлечения» размещена в разделах

Праздник- это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы».

Особое значение имеет праздник для ребёнка.

К. Д. Ушинский отмечал: праздник для ребёнка совсем не то, что для нас взрослых. Он подчёркивал: ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника.

Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми, т. к. начинались они с момента, когда «солнце поворачивалось на лето», т. е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь завершением сбора урожая. В основе всех праздничных событий лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом и природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворота- макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются тёмные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.

Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, т. к. люди обмениваются новостями, обсуждают события, происшедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала- словом, из совокупности разных культур.

Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель- приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.

Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Старались создать у ребёнка радостное настроение, эмоциональный подъём и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.)

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, стараемся дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это способствует социализации ребёнка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Мы считаем, что ребёнка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.

Нами выделены следующие виды праздников:

Народные и фольклорные (праздники народного календаря)-

Святки, Масленица, Красная горка, Праздник русской берёзки,

Осенние посиделки;

Православные- Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Покров.

Мы проводим «большие» и «маленькие» праздники, праздники, которые требуют большой подготовки и праздники, которые проводятся на основе знакомого материала с участием взрослых.

Праздник «Рождество Христово» - один из самых важных у христиан. Рождество называют днём примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на земле, праздник радости и света. Всё это необходимо донести до детей, проводя с ними беседы. Можно изготовить различные подарки для родителей или малышей.

На музыкальных занятиях разучиваем рождественские песенки, колядки.

«Масленица»- самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Готовясь к этому празднику, разучиваем с детьми песенки встречи и проводов Масленицы, хороводы. Изготавливаем Масленицу, которую после праздничного чествования в зале, выносим на празднично украшенный участок, печём блины. Праздник является общим и массовым.

«Гукание весны или сороки» - перед проведением этого праздника необходимо рассказать его историю. Он проходит 22 марта, в день весеннего равноденствия, в день сорока мучеников. В этот день пекли из теста жаворонков и звали весну. Считалось, что если её позвать, покликать, то она скорее придёт.

Мы разучиваем несколько тематических песенок, но в основном праздник проводится на знакомом материале, печём жаворонков для угощения. Можно слепить жаворонков из пластилина или теста.

На праздник «Благовещенья» в детский сад был приглашён священнослужитель, который рассказал детям об истории праздника, его значении, обрядах.

«Пасха» - когда – то она была едва ли не самым радостным и долгожданным праздником и чтобы он запомнился детям необходима предварительная работа воспитателя, муз. руководителя, родителей. Этот праздник проходит в воскресенье, и поэтому мы в детском саду уже закрепляем традиции, которые дети видели дома, углубляясь в историю.

При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга,- это душевное просветление и возвышение, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребёнка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника. В первую очередь следует продумать его программу.

Большую роль в подготовке праздников и развлечений играет работа кружка по народному творчеству.

Итак, подводя итог, можно сказать, что на нас лежит ответственность за воспитание будущего поколения. И мы должны как можно больше обращаться к народной музыке как к роднику, которым питается вся музыкальная классика. Вспомним русскую пословицу: «Сказка – ложь, а песня – правда». В народной песне всё правдиво, искренне и просто – и мелодия и слова. Она отшлифована тысячами талантливых певцов, несёт в себе многолетнюю историю русского народа.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

Публикации по теме:

Народный праздник «Христос воскресе»Народный праздник «Христос воскресе» Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить приемственность поколений,.

Традиции нашего детского садаТрадиции нашего детского сада Фольклорные праздники в детском садуВ каждом детском саду с годами складываются свои традиции так или иначе связанные с жизнедеятельностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание посредством фольклора. Праздники и развлечения
Опубликовано: 19 марта 2014 в 22:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание посредством фольклора. Праздники и развлечения» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Чиркова (УИ 31540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД