МААМ-картинки

«Пение, слушание, народные игры». Воспитание посредством фольклора (1 фото)

Оксана Чиркова
«Пение, слушание, народные игры». Воспитание посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор на занятиях.

(пение, слушание, народные игры)

«Пение, слушание, народные игры». Воспитание посредством фольклора

В разделе «Слушание» знакомлю детей со звучанием русских народных инструментов : желейки, рожка, бересты, гуслей, гармони, баяна, балалайки, домры.

Публикация «„Пение, слушание, народные игры“, Воспитание посредством фольклора» размещена в разделах

Хорошим помощником являются ТСО. И на занятиях и во время досуга дети слушают различные мелодии, песни, сказки, игру оркестров народных инструментов, произведения в исполнении русских народных хоров. Умеют различать пение мужского, женского, смешанного хора, хора с солистом.

Знакомлю детей с новыми музыкальными терминами: хор, ансамбль, музыкант, певец, певица, оркестр. Учу узнавать солирующий инструмент в оркестре народных инструментов. Сосредотачиваю внимание детей на изобразительности звука, каждой музыкальной фразы. Сравниваю звук или фразу с каким- нибудь физическим действием: качанием колыбели, движением мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки. На данном этапе предлагаю ребёнку свои ассоциации, образы, а с возрастом у него появится свое видение и своё прочувствование музыкального произведения. При слушании музыки обязательно использую иллюстрации из детских книг, репродукции картин русских художников.

Самый обширный раздел- «Пение».Русская народная песня сложна для исполнения: широкие распевы одного слога или гласного на несколько звуков, большие скачки, смена ритма и темпа, изменение тональности. Русские песни отличаются широким диапазоном.

Дети должны слышать и чувствовать смену ладотональности и чисто модулировать из одной тональности в другую.

Работая с детьми над песней, я всегда учитываю её характерные особенности. Для себя делаю обширный анализ каждой вокально- хоровой партии. Если есть широкие сказки- тут же продумываю приём чистого интонирования. Чётко разграничиваю дыхание по фразам, слежу, чтобы не брали дыхание в средине слова. Продумываю гармонию модуляции, чтобы дети слышали и устойчиво переходили из одной тональности в другую.

Большое внимание уделяю дикции, объясняю, как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» (таких слов очень много в русских народных песнях : «уродился», «умывалася», «собиралася», «повадился», «поклонился» и др.). Если дети не могут спеть в подлиннике, т. е. данной тональности, то транспонирую песню для удобного исполнения.

В работе над пением учитываю возрастные и психологические особенности детей и характерные вокально- хоровые данные, а именно: отсутствие координации между слухом и голосом; речитативное пение; ключичное, поверхностное дыхание.

Главная задача пения- чистое выразительное интонирование, развитие вокально- хоровых навыков, расширение диапазона. Работа над вокально- хоровыми навыками и над чистотой очень трудоёмка. Работая над данной задачей я пользуюсь следующими приё мами: здесь очень важен собственный показ, т. е. чистое выразительное исполнение взрослого. Так как дошкольники не всегда могут чисто спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо чище и быстрее. Поэтому при показе, говорю: «Пойте, как я!»

Такой «зеркальный» приём способствует не только выработке чистого интонирования, но и правильному звукообразованию, звуковедению и эмоционально- выразительному исполнению.

Важный момент при работе над интонацией- найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнца (до стаи журавлей, до листочка на верхней ветке дерева, голосок взлетает вверх, как огоньки на ёлке, голос блестит, как ёлочная игрушка; звенит, как капель с крыши; тянется, как ниточка из клубка в бабушкиных руках; голос широкий и протяжный, как русское поле» и т. д.

Обязательно разучиваем песню по фразам, с сиюминутным фиксированием ошибки и только после этого поём уже сначала до конца. Работа над пение ведётся эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись.

Русские песни становятся более понятными и доступными, когда мы включаем их в такую исполнительскую деятельность, как игра на русских инструментах.

Обучение игре на инструментах я начинаю со средней группы, используя несложные попевки из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной.

Применяя на занятиях различные музыкальные игрушки и инструменты, обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания деревянными ложками. Я стала уделять больше внимания игре на ложках.

Сначала дети учатся передавать несложный ритмический рисунок хлопками, затем с помощью деревянных ложек.

У ребят не сразу получается чистое звучание, ложки выскальзывают. Объясняю, как следует держать их: закладывать черенки ложек между пальцев правой руки так, чтобы выпуклость ложек была обращена друг к другу. Затем отрабатываем звук, который получается при ударе ложкой о ложку; он должен быть звонким, чистым. У многих ложки переворачиваются, выскальзывают, и звук теряется. Чтобы звук получался красивым, советую детям держать черенки ложек у самого края.

Часто на наших утренниках можно увидеть выступление ансамбля ложкарей, «Танец с ложками», кроме ложек используем и другие народные инструменты : треугольник, колокольчик, свисток – соловей и т. д. Ребята с большим удовольствием играют «Я на горку шла», «Светит месяц», «Полянка».

Для того, чтобы закрепить знания, полученные на муз. занятиях очень важную работу проводят воспитатели. Они индивидуально работают над качеством движений, обучают некоторым приёмам игры на инструментах, повторяют новые термины, знакомят с устным народным творчеством.

Используя традиционные музыкальные Народные игры, стараюсь делать акцент на том, чтобы у мальчиков развивались физические и личностные качества: смелость, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать поставленной цели, желание брать на себя роль защитника, воспитываю уважение к женскому полу, а у девочек- желание заботиться о близких, об уюте в доме.

Публикации по теме:

План работы кружка «Родничок»План работы кружка «Родничок» Планирование кружковой работы с детьми подготовительной группы на основе музыкального фольклора Основание ведения кружка: Основное направление.

Украшение музыкального зала для весеннего развлеченияУкрашение музыкального зала для весеннего развлечения Все музыкальные руководители сталкиваются с проблемой украшения музыкального зала к праздникам и развлечениям. Каждому из нас хочется сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пение, слушание, народные игры». Воспитание посредством фольклора
Опубликовано: 19 марта 2014 в 22:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Пение, слушание, народные игры». Воспитание посредством фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Чиркова (УИ 31540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД