Лидия Михайловна Сидоренко
Воспитание ребёнка в русских традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Роль матери и отца в воспитании детей.
Всегда уважением пользовалась та семья, в которой родственники относились друг к другу терпимо, где царила атмосфера взаимопонимания и все слаженно трудились.
Испокон веков народная традиция призывала к сохранению «лада» в семье. «Мир да лад – большой клад», «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Кто родителей не почитает, тот вовек не погибает».
Публикация «Воспитание ребёнка в русских традициях» размещена в разделах
Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке. Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим и, прежде всего, к своим родителям, что отразилось в пословицах «Почитай старших – сам стар будешь», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят».
Детей учили по-особому относится к матери. По традиции, до 5-7 летного возраста, мать играла главную роль в выхаживании и воспитании ребёнка. Она не только заботилась о его здоровье, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что выходила» - говаривали старики.
Только в последние годы ученые пришли к заключению, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребенка. Уже в то время люди традиционного общества прекрасно знали, что недостаток материнского внимания и заботы в первые годы жизни ребенка негативно сказывается на его будущем, недаром существуют пословицы «Сердце матери лучше солнца греет», «От доброго дерева – добрый плод», «При солнце тепло, при матери – добро». На мать возлагались надежды как на воспитательницу нравственности, целомудренности и послушания. Мать нельзя было обидеть даже плохими мыслями, нельзя было грубить ей, повышать на нее голос.
Роль отца.
Русская семья представляла собой коллектив, в котором вся деятельность его членов была подчинена самому старшему мужчине в доме – «большаку». Сегодня многочисленные разносторонние исследования (психологов, социологов и т. д.) отличают негативные результаты, к которым привели недооценка, извращение роли отца в организации семьи, в воспитании детей. Мы не устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо?
Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром ведь «семьей мир стоит». Активный контакт с ребенком отец начинал осуществлять, когда малышу исполнялось полтора-два года, а то и позже. Примерно с этого времени дети все больше времени проводят с отцом. Выйдя из грудного возраста, ребенок испытывает острую потребность в отце. И это связано прежде всего со спецификой развития игровой деятельности. Отмечено, что мать, играя с ребенком, подсознательно старается главным образом успокоить, унять ребенка, материнская игра- своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец, и вообще мужчина, предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка. Таким образом, с трехлетнего возраста особенно явно начинало проступать различие в «отцовском» и «материнском» стилях воспитания детей. Это полностью согласовывалось с традициями крестьянской педагогики, в которой было четкое разграничение того, кому, когда и как «образумливать» сыновей и дочерей.