Анастасия Дубоносова
Воспитание учащихся в традициях русской культуры на уроках рисования. Русский костюм
▼ Скачать + Заказать документы
Русский народный костюм – глубоко национальное, самобытное, неповторимое яркое явление в нашей истории и культуре. Он связан с исключительной традиционностью, умением достичь совершенного образа. Русская народная вышивка как часть народного искусства – это полноценная знаковая система графических изобразительных символов, несущая в себе огромное количество социальной, этнической, идейно-воспитательной информации. Орнамент и цвет, использованные в костюмах ярко выражают мировоззрение народа, его духовно-нравственные качества.
Публикация «Воспитание учащихся в традициях русской культуры на уроках рисования, Русский костюм» размещена в разделах
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Рисование. Все материалы
- Русский народный костюм
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Большим преимуществом в изучении народного искусства детьми обладает система дополнительного образования, являясь первой ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства. Но очень важно, что на каждом этапе изучения декоративно-прикладного искусства педагог должен использовать различные обучающие формы: практические занятия, экскурсии, лекции, семинары.
На занятиях по рисованию по программе «Живопись» выделяется отдельная тема «Русский народный костюм», где учащимся предлагается нарисовать и изобразить девушку или парня в русском костюме. Следует отметить, учащиеся младшего школьного возраста (1-4 классы) уже имеют представление о русском костюме. Педагог обязательно рассказывает, что уже девочки 7-8 лет начинали готовить себе приданное и к 15 годам должны были иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, полотенца.
Костюм женщины – рубаха, на которую сверху надета понёва или сарафан. На голове платок, кика или кокошник, в зависимости от того, будний день или
праздник. На ногах лапти или сапожки, в зависимости от достатка.
Костюм мужчины – широкие штаны, в рубахе навыпуск, обязательно подпоясанный. Ведь пояс – это оберег от злых сил. На голове могла быть шапка, на ногах – лапти или сапоги.
Русская одежда была свободной - в такой удобнее работать – и ниспадала широкими крупными складками.
Особое внимание педагог обращает на узоры в русском костюме. Символика разнообразных узоров вышивки с древних времён имеет глубокий смысл. Большую роль играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, деревья. В форме ромба, круга – изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица – символизировала приход весны. Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы – мужчине или женщине.
Перед выполнением практической работы обязательно идет показ фото презентаций, иллюстраций. Учащиеся внимательно рассматривают русский костюм, обсуждают, задают вопросы педагогу. Педагог обязательно обращает внимание на цветовое сочетание, узоры.
При выполнение практической работы учащиеся самостоятельно выбирают, какой костюм они будут изображать, выбирают узоры, самостоятельно подбирают цвета и оттенки.
Итогом занятия служит выставка. Педагог подводит итог – учащиеся не только познакомились с историей русского костюма, но и познакомились с вышивкой русского костюма (узором) и проникли в духовный мир наших предков.