Татьяна
Воспитание самостоятельности детей 5-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас мы хотим поговорить с вами о самостоятельности детей. Что вообще такое самостоятельность? Как ее воспитывать в детях и когда необходимо это делать?
Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка. Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия» и тому подобное. Хочу обратить внимание на то, что родители часто путают самостоятельность с послушанием.
Публикация «Воспитание самостоятельности детей 5-го года жизни» размещена в разделах
Самостоятельность появляется не сама по себе, она именно воспитывается и развивается. Как справедливо отмечает Е. И. Казакова: «в воспитательном процессе лидируют три «института» : семья, детский сад и общество (в целом).
Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: "мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным - сам одевался, сам ел, сам себя занимал". Но на практике все не так просто. Родители часто сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают. Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.
Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека. Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо. Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать – неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.
Возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно, несмотря на то что они ещё малы? Наши дети уже способен включаться в различную полезную деятельность. Дети очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребёнок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми.
Ребёнок на пятом годе жизни – способный самостоятельно одеваться и обуваться, аккуратно складывать и вешать свои вещи, пользоваться расческой, носовым платком, чистить зубы и умываться (лицо и руки). Так же ребёнок может самостоятельно убирать свою постель, содержать в порядке свои игрушки – складывать их после игры и даже вытирать пыль на полках, где они стоят. Способен пятилетний малыш и оказать посильную помощь по дому: полить цветы, вымыть подставки из-под цветочных горшков, протереть пыль в квартире и даже пропылесосить или подмести пол. С особым удовольствием дети помогают взрослым в сервировке стола, приготовлении блюд и украшении дома к празднику. Не забывайте хвалить ребенка, когда он сделал что-то сам, например, убрал за собой на столе. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть.
Но прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности, нужно создать необходимые условия, например, приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения игрушек, в ванной комнате поставить маленький стул или подставку для того, чтобы ребенок мог становиться повыше и доставать до крана. Рядом с краном должно быть детское мыло, зубная паста и щетка в отдельном стаканчике. Нужно позаботьтесь о том, чтобы полотенце висело низко и т. д. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также научить правильно действовать детей. Показать как нужно правильно мыть руки, как правильно одеваться или раздеваться и т. д.
Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. Также из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка, – мы стремимся сделать всё за него сами. Давайте вспомним с вами, как мы зачастую собираемся в садик? родители всегда опаздывают, торопятся, им проще и быстрее одеть ребенка самому, чем дать ему свободу действий. А как часто мы говорим своим детям «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам (а) все сделаю» и т. д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
Подводя итог нужно сказать, что самое важное это принять тот факт, что ребенок – это отдельная личность, имеющая право на уважение и стремление быть независимым. А осознав это, родители без труда найдут способы помочь ребенку стать более самостоятельным.