Лучший педагог года

Воспитание слабослышащих детей в семье

Светлана Цветкова
Воспитание слабослышащих детей в семье

Воспитание слабослышащих детей в семье

Родители, имеющие глухих и слабослышащих детей, не всегда чувствуют себя уверенными в вопросах общения и воспитания ребенка с нарушением слуха и речи. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.

Публикация «Воспитание слабослышащих детей в семье» размещена в разделах

Родителям нужно знать и помнить, что глухой ребенок, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. И те и другие кричат. Когда они голодны, когда что-нибудь болит, когда холодно. Глухой ребенок «гулит» так же, как слышащий, при виде матери, но к 8-10 месяцам слышащий начинает лепетать, у него появляются первые слова, интонация, а у глухого остаются неразборчивые звуки.

Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога. В дальнейшем такие дети для воспитания и обучения определяются в специальные учреждения.

Глухой ребенок имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками.

Некоторые особенности воспитания слабослышащих детей.

Ребенок часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Ребенок озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым.

Родители не пытаются говорить с ним, не вызывая у него потребности в речевом общении, невольно толкают своего ребенка к немоте. Чтобы избегать этого, родителям следует быть очень внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него. Как это, к сожалению, иногда бывает.

Необходимо добиться того, чтобы и глухой ребенок понял, что от него хочет мать. Задача родителей глухого ребенка использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мать, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка.

Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Вова, на!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Вова, дай».

Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности. При игре в лото, в игрушки их можно сочетать с лепетными словами для малыша. Следует дать ребенку звукоподражания животным. Игру можно провести примерно так: мать предлагает ребенку 2-3 картинки и, подавая, называет каждую: «На ав-ав» (собака). Ребенок смотрит на губы матери и сам рефлекторно повторяет эти слова.

Предлагая следующие картинки, мать говорит: «На му» (корову, «На мяу» (кошку). Ребенок повторяет. А потом мать, протягивая руку, говорит: Дай «му»!

Если ребенок сразу не понял, мать повторяет просьбу несколько раз, а затем, показывая на картинку, говорит: «Му» и, протягивая руку, снова повторяет: «Дай му!» Когда ребенок поймет и протянет картинку матери, его нужно заставлять сказать «на». В дальнейшем он будет говорить: «На му». После того, как ребенок путем чтения с губ усвоит названия данных картинок, к ним можно добавлять еще несколько других, чтобы закрепить навык чтения с губ большого количества слов. Такие игры с ребенком нужно проводить чаще, лучше каждый день. Ребенок привыкает к организованным речевым играм. В игре можно использовать не только картинки, но и игрушки, предметы одежды, обувь и т. д. Например, при игре в мяч можно ребенку дать фразы: «брось мяч», «лови мяч». Каждое слово должно произноситься матерью много раз, чтобы закрепить чтение его с губ.

С глухим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у глухого ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.

Когда с ребенком говорят и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.

Надо развивать зрительное внимание, которое так необходимо глухому ребенку при чтении с губ. Этому очень способствует игра в картинное лото или игра «Чего не стало». На стол выкладывается несколько игрушек (например лошадка, кошка, юла, машина, собака). Сначала ребенок смотрит и запоминает, какие игры на столе. Потом мы просим его закрыть глазки и в этот момент убираем одну игрушку. Открыв глаза, он должен сказать, чего не стало на столе. Например, «нет мяча», «нет би-би».

Для того чтобы подготовить ребенка к школе, нужно приучить его к определенному распорядку дня, к режиму, который поможет ему легче привыкнуть к школьным занятиям. Нужно, чтобы утром он не залеживался в кровати. Распределить время для занятий и прогулок, следить за правильным питанием, вечером вовремя укладывать спать.

Правильный распорядок дня приучит ребенка к организованности, обеспечит ему достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье. Родители должны помнить, что воспитание глухого ребенка и слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения — это длительная и кропотливая работа.

Родителям всегда могут оказать помощь врачи сурдологи-оториноларингологи, сурдопедагоги, если они своевременно обратятся за консультацией в областной центр реабилитации слуха.

С ребенком полезно проводить такие игры (глаза у ребенка закрыты)

«Где звонили?» Ребенок указывает место.

«Угадай, кто звонил?» Ребенок показывает.

«Слушай внимательно». Ребенок отгадывает, чем издаются звуки (губная гармошка, дудочка, барабан и т. д.) Эти игры развивают у ребенка слуховое внимание.

• Поддувание (налить воду в таз) по воде бумажных корабликов, рыбок, уточек, гусей. Дуть сильно, чтобы игрушка поплыла.

• Сильно дуть на воду до образования брызг.

• Дуть на пушинки, ветки, одуванчик (летом).

• Надувание резиновых игрушек.

• Пускание мыльных пузырей и т. д.

Публикации по теме:

«Физическое воспитание детей в семье». Консультация для родителей Тема: Физическое воспитание детей в семье. Цель: познакомить родителей с формами физического воспитания детей в семье. Задачи работы: организовать.

Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, к семейным ценностям Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье,к.

Консультация «Физическое воспитание детей в семье» Уважаемые родители, прочитав эту консультацию, вы узнаете - что представляет собой физическое воспитание - какие важные задачи физического.

Консультация для родителей «Физическое воспитание детей в семье» В своей консультации я хочу рассказать о важности физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном.

Консультация для родителей «Литературное воспитание детей в семье» В настоящее время наблюдается повышенный интерес родителей ко всем вопросам воспитания и образования детей. В то же время бурные успехи.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей в семье» С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей в семье» Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель.

Воспитание детей раннего возраста с нарушениями слуха в семье Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет воспитываются в семье, и родители могут сделать очень многое для развития.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Сухомлинский В. А. [5] Семья была, есть и будет важнейшей средой.

Эссе «Половое воспитание детей в семье» 1. Вступление 2. Значение полового воспитания для ребенка 3. Правила при обсуждении пола с детьми 4. Беседы с ребенком о СПИДе 5. Заключение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание слабослышащих детей в семье
Опубликовано: 18 июля 2019 в 21:21
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД