Папки-передвижки

Воспитание у дошкольников интереса к труду взрослых

надежда боленкова
Воспитание у дошкольников интереса к труду взрослых

Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру.

Публикация «Воспитание у дошкольников интереса к труду взрослых» размещена в разделах

Таким образом, трудовая деятельность детей, как и другие виды детской деятельности, содействует развитию личности ребенка.

Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью современного образования. Эти позиции нашли свое отражение в Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Работа в этом направлении выделена в отдельную образовательную область «Труд».

В содержании психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» ставится цель формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Одним из путей формирования у ребенка интереса к трудовой деятельности, является ознакомление с трудом взрослых. Знания о профессиях, дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек, из собственных наблюдений, из средств массовой информации. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу. Когда ребенок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участием в труде.

Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому работа в этом направлении велась с учетом следующих принципов:

- системности;

- привлекательности и эмоциональности;

- усложнения и нарастания объема познавательного материала;

- наглядного восприятия.

Знакомство малышей с трудом взрослых началось – с работников детского сада, так как трудовые процессы сотрудников им наиболее понятны, дети имеют возможность ежедневно их наблюдать.

При наблюдении за работой няни, выяснили круг её обязанностей и сделали вывод, что у неё очень много работы, и вся работа направлена на сохранение здоровья детей, она также заботится о детях в отсутствие родителей. Рассмотрели инвентарь, места его хранения, выяснив, что у каждого предмета свое назначение и место. В совместной деятельности создали коллаж «Что нужно няне для работы» и пришли к выводу, что няне надо помогать, чтобы она не уставала.

Провели экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, кухню, в столярную мастерскую. Дети наблюдали за работой сотрудников, познакомились с предметами, необходимыми им для работы.

Посещение швеи, так как слово кастелянша детям еще не понятно, совпало с возникшей ситуацией – у полотенца оторвалась петелька, и его невозможно было повесить на крючок. Дети с интересом наблюдали за работой швеи, слушали её рассказ, рассматривали, казалось бы, всем так хорошо знакомые инструменты: ножницы, разноцветные нитки, различные булавки, выкройки. После посещения прачечной была создана аппликация на тему: «Белье сохнет на веревке».

Для посещения столярной мастерской у нас тоже возникла необходимость – сломался стульчик. Наибольший интерес мастерская вызвала у мальчиков. Их заинтересовали различные молоки, сверла, напильники и рубанок. Наперебой рассказывали, какие инструменты есть у их пап, для чего они нужны. С интересом наблюдали за распилом доски циркулярной пилой. А с каким удовольствием учились забивать гвозди! Семьей Полины Айкинской, ее папа работает столяром, был сделан коллаж по этой профессии.

Весной дети наблюдали за работой дворника, помогали ему, смотрели, как он вскапывал грядки, самостоятельно сажали семена гороха, наблюдали за посадкой редиса. Летом собирали урожай и с удовольствием ели салат.

Познакомив детей с профессиями работников детского сада, перешли к профессиям родителей ( наиболее знакомыми и понятными детям: продавец, парикмахер, врач, строитель). Оформили стенд «Что я знаю о профессиях своих родителей?», куда поместили фотографии родителей и высказывание детей о том, где и кем они работают.

Неизгладимое впечатление произвели на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака — пожарника Кузьмы («Пожар», почтальона («Почта», С. Михалкова — дяди Степы-милиционера. Много о труде взрослых дети узнали из художественной литературы, например, «Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари, «Кем быть?» В. Маяковского. Заучивали и читали стихи Б. Заходера «Портниха», «Шофер», «Строители», Сергея Черткова о профессиях «Служба спасения», «Столяр», «Повар», «Парикмахер» и другие.

Организовали совместную продуктивную деятельность - «Дома на нашей улицы». Дети привлекались к оказанию посильной помощи в изготовлении домов из картона для игры, малыши с удовольствием наклеивали готовые детали и любовались конечным результатом своего труда.

При участии родителей изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры «Кому это нужно?», «Четвертый лишний». Собрана подборка иллюстраций «Профессии», пословицы и поговорки о труде, загадки про орудия труда, стихи, а также подборка дидактического материала по теме: «Профессии детского сада». Ооформлены коллажи по профессиям: «Продавец» - семья Чепа, «Повар», «Врач», «Кладовщик», «Парикмахер», «Швея»

Очень удачной находкой стали дидактические игры:

«Доскажи словечко» - (самолетом правит – летчик, стены выкрасил – маляр, доску выстрогал – столяр и т. д.»

«Вопрос – ответ» 1. Каким инструментом работает повар?

- сверлом;

- лопатой;

- ножом;

- веником.

2. Для чего пойдем на почту? - купить колбасы;

- отправить письмо;

- удалить зуб;

- подстричься и т. д.

«Кому принадлежат эти слова?» - Вас подстричь? А челку покороче?

- Нам нужен кирпич, цемент.

- Откройте рот и скажите: «а-а, а».

- Сколько кг. Картошки вам взвесить?

- Сейчас заеду на заправку, а потом продолжу свой путь.

Исходя из полученного опыта прошедшего этапа по ознакомлению детей с трудом взрослых нами определены наиболее эффективные формы и методы работы:

- наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида с акцентом на результат;

- повторность наблюдений, позволяющая формировать отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости;

- игры – занятия, имитирующие тот или иной трудовой процесс («Вымоем куклам посуду»);

- обобщающие беседы, проводимые с широким использованием наглядности;

- проблемные ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии;

- создание нужного предмета в присутствии детей (это позволяет связать трудовой процесс с результатом – получением нужного предмета);

- использование созданную на глазах у детей вещь в соответствии с её назначением и потребностями детей;

- привлечение родителей к совместной деятельности.

Эти приемы способствовали формированию у детей устойчивой направленности на ожидании результата, умение его вычленять и называть.

Ознакомление с трудом взрослых на этом не заканчивается, с каждой возрастной группой задачи будут усложняться, расширяться круг профессий. В проекте создание альбома «Книга профессии наших родителей», в которой по мере взросления детей будут записываться «повзрослевшие» рассказы детей о, проведение экскурсии на почту, в магазин, знакомство детей с профессиями хлебороба, животновода и многое другое. Но уже сегодня можно отметить, что все полученные знания дети отражают в игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх, изобразительной и продуктивной деятельности. В своей речи дети употребляют слова и выражения различной профессиональной направленности, начинают рассуждать на тему – кем станут работать, когда вырастут.

Публикации по теме:

«Русский народный костюм» — экскурсия в библиотеку.«Русский народный костюм» — экскурсия в библиотеку. В начале ноября мы с ребятами ходили в библиотеку, которая находится не далеко от детского сада. Тема экскурсии "Русский народный костюм".

Материалы к семинару «Как сделать труд привлекательным для ребенка» Как сделать труд привлекательным для ребенка. Современное видение проблемы Разные точки зрения по поводу одной и той же проблемы — явление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у дошкольников интереса к труду взрослых
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 10:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД