Папки-передвижки

Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.

Олеся Додукалова
Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из важных задач нравственно-эстетического воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а через него – ко всему окружающему (природе, труду, быту).

Музыкальное искусство, как любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.

Публикация «Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки,» размещена в разделах

Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. А их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.

В детском саду важно развивать нравственно-эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты.

Нравственно-эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т. д.)

Наблюдения показывают, что старшие дошкольники способны воспринимать, чувствовать красивое в окружающем. Это проявляется в особом интересе к явлениям природы, животным, в способности устанавливать связи между восприятием природных явлений и их отображением в искусстве.

Решая задачи нравственно-эстетического воспитания дошкольников, важно учитывать существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки на развитие у детей нравственно-эстетических качеств. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т. д.).

Развитие у детей способности определять характер музыки, её выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов в музыке.

Установить такую взаимосвязь помогает музыкальный репертуар, содержащийся в «Программе воспитания и обучения в детском саду». В него входят произведения разных жанров (музыка для слушания, пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах, разные по тематике, произведения классические и современные, народная музыка, в которых содержатся яркие, запоминающиеся музыкальные образы, доступные детям и вызывающие у них различные эмоциональные переживания.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Так, в песне «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко) рисуется картина осени. Мягкая, неторопливо звучащая мелодия песни вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы.

Совсем другое настроение, связанное с образом весны, передано в песне «Пришла весна» (муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой). В ней слышится пение птиц, журчание ручья, чувствуется тепло весеннего солнца.

Планируя занятия по музыкальному воспитанию, необходимо использовать в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

Наблюдая природу в естественных условиях (на участке детского сада, на прогулке, дети с помощью воспитателя стараются отмечать сезонные изменения в природе, разнообразие красок, звуков и форм. Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях).

Кроме непосредственного наблюдения за природой, можно организовывать просмотр фотографий, репродукций с картин художников, на которых изображены разнообразные картины природы. Просмотр этих материалов может сопровождаться музыкой, которая усиливает переживания ребенка, его впечатления от увиденного, помогает связать зрительные образы с образами музыкальными. Очень внимательно нужно подойти и к отбору муз. произведений. По своему содержанию они должны соответствовать той зрительной информации, которую получает ребенок. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов нравственного отношения ко всему, что их окружает.

Известно. что восприятие инструментальной музыки, где отсутствует литературный текст, довольно сложно, поэтому иногда можно использовать прием включения художественного текста, соответствующего содержанию музыки. Это помогает детям лучше почувствовать характер музыкального образа. Впоследствии дети стремятся отобразить свои музыкальные впечатления, свое отношение к музыкальным образам в рисунках. В рисунках детей, в их высказываниях чувствуется, что они неравнодушны к тому, что изображают. В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы : грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной.

Планируя самостоятельную художественную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, и поощряет их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы, импровизациям на детских музыкальных инструментах.

Большую роль в воспитании у детей эстетического отношения к природе могут сыграть комплексные занятия, которые дают представление о том, как один и тот же образ может быть выражен средствами разных видов искусства. На таких занятиях дети проявляют свое отношение к различным явлениям природы (исполняя песни, стихи, драматизируя сюжеты песен, сказок, передавая образы природы, животных в рисунках, лепке и т. д.

Так дети получают разнообразные впечатления о природе, учатся видеть ее красоту, сопоставляя реальные образы с образами художественными, дают им оценку. В результате высказывания детей становятся более интересными, в них выражается определенное отношение ребенка к тому, что он воспринимает. Образы природы помогают детям глубже понимать музыкальные произведения, а приобретенный опыт музыкального восприятия способствует более внимательному и заинтересованному отношению к окружающему.

Публикации по теме:

Анкета для родителей АнкетаУважаемые родители!Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг.

Музыка в жизни вашего ребенка Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.
Опубликовано: 25 января 2012 в 14:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Додукалова (УИ 3791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД