Лучший педагог года

Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее

Ирина Бершина
Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее

(Слайд 1) Мы живём в Саранске – в многонациональном городе, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. В нашем многонациональном городе традиционно сложилось толерантное, уважительное отношение к различным национальным культурам, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.

Публикация «Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее» размещена в разделах

Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, свои истоки, историю и культуру своего и другого народа и создан в нашем детском саду 2008 году мини-музей истории и быта.

Мини-музей является одной из основных форм работы с детьми, родителями, педагогами. Для сбора выставочного материала привлекали как педагогов, так и родителей. Каждый год экспозиции нами обновляются и расширяются. В настоящее время собрана уникальная коллекция старинных предметов быта, представлена крестьянская утварь (прялка, гребень, старинная вышивка, самотканные половики др., народные игрушки, мордовские национальные костюмы, предметы народного декоративно- прикладного творчества, имеется место для сменной композиции, где выставляются лучшие детские работы и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно- прикладному искусству.

Весь материал распределили по четырем отделам :

1. Экспозиция деревенской избы;

2. Мордовский народный костюм;

3. Мордовская вышивка;

4. Домашняя утварь и предметы быта.

Творческой группой детского сада разработан перспективный тематический план работы мини-музея, положение о мини-музее, график тематических экскурсий по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметами быта в избе, картотека предметов на русском и эрзянском языках. Творческой группой нашего ДОУ был разработан проект «Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее по краеведению». К проекту были разработаны конспекты занятий, в которых мы знакомим детей с предметами быта, с их названиями и на русском, и на эрзянском языке, дидактические игры для детей, консультации для воспитателей и родителей, различные памятки, анкеты для родителей.

(Слайд 2) Участники проекта: дети 2-х младших, средних, старших и подготовительных групп, воспитатели, родители МАДОУ «Детский сад № 42»

(Слайд 3) Сроки реализации проекта: долгосрочный (4 года). Вид проекта: познавательный. Тип проекта Комплексный

(Слайд 4) Актуальность проекта Перед педагогами стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранения ее в наших детях.

Новизна проекта Использование предметно-пространственной среды мини-музея по краеведению в рамках проектной деятельности. Возможность тактильного восприятия предметов, представленных в мини-музее.

Гипотеза проекта Процесс ознакомления детей с культурой разных народов будет более интересным, ярким, доступным при использовании различных предметов быта старины

(Слайд 5) Цель проекта: формирование патриотических чувств, основ толерантности, интереса к культуре разных народов у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

(Слайд 6) Задачи проекта

Образовательные формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним; формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.

Развивающие развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской и русской культуре и традициям.

Воспитательные воспитание чувства уважения к людям разных национальностей, музейной культуры; формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям разных народов.

(Слайд 7) Интеграция образовательных областей

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» – дать представление о родном крае; предметах народного быта, об истории родного народа; организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия.

«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим.

«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

«Художественно-эстетическое развитие» – организуются развлечения, посиделки

«Физическое развитие» – проведение физминуток и подвижных народных игр.

(Слайд 8) Для реализации проекта использовались следующие методы и приёмы

а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)

в) поисковый (поиск и обогащение экспонатов для музея, систематизация экспонатов, предметов быта и т. д.)

г) практический (рассматривание предметов искусства в музее);

д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

Формы реализации проекта:

познавательно-игровые занятия;

занятия-экскурсии;

беседы;

игровые ситуации

Проект построен на основе методических принципов:

- интеграции культур;

- учет возрастных особенностей детей;

- доступность материала; постепенность его усложнения

(Слайд 9) Ресурсное обеспечение проекта:

- предметы быта и старинной утвари,

- образцы декоративно-прикладного искусства,

- одежда, украшения;

- художественная, иллюстративная литература;

- дидактические игры;

-средства ИКТ.

(Слайд 10 – 15) На основе экспозиций музея проводим различные экскурсии, выставки работ по изодеятельности, ручному труду, театральные постановки по мотивам мордовских сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты предметов быта и одежды, мини-досуги. При знакомстве с предметами мини-музея используем так же презентации и видеофильмы, например: «Как лапти плетут», «Ткацкий станок в работе» и др.

Ценность мини-музея ДОУ заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии. Например, посетив, экспозицию деревенской избы, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, а усевшись на домотканом половике - послушать народные сказки и предания старины глубокой. Видели бы вы, с каким упоением берут ребятишки в руки старинные вещи. Свои впечатления от посещения музея дети переносят в различные игры и отражают в изодеятельности.

(Слайд 16) Систематическая работа в данном направлении убедила нас в том, что общение с предметами прошлого позитивно влияет на повышение интереса социума к традиционной культуре, а также оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальных и творческих способностей наших детей, их духовно-нравственной сферы. Кроме того, активизирует творческую инициативность педагогического коллектива и способствует повышению этнокультурной компетентности педагогов, так как они начинают углубленно изучать национальное культурное наследие, обсуждают интересные факты и сведения с родителями и педагогами.

Прикреплённые файлы:

k-vystupleniyu_kcdhj.pptx | 8669,56 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья»Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья» Предметы быта окружают человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 22:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД