Александр Владимирович Гришин
Воспитание патриотизма школьников и физического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, а также качеств личности, присущих «настоящему человеку», в современных условиях является важной, если не самой актуальной проблемой, решать которую предстоит семье, общему и дополнительному образованию.
Патриотизм не только чувство любви и гордости за свою Родину, но и сформировавшаяся позиция верности ей и своему народу, готовности служить своему Отечеству. Термин «патриотизм» (греч. patris) означает – земля отцов; место рода; родина и относится к базовым чувствам, имеющим корни на уровне подсознательного, и зарождалось это чувство в глубокой древности как следствие привязанности человека к той земле, где он жил, укладу жизни, традициям и верованиям своего народа.
Публикация «Воспитание патриотизма школьников и физического развития» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Понятие гражданственности близко по своему значению к понятию патриотизма, так как характеризует нравственную позицию человека, которая выражается в чувстве долга и ответственности перед государством, людьми, его населяющими, готовность отстаивать и защищать права и интересы своего государства и народа. Заметим также, что В. И. Даль, определяя «гражданственность», употребляет такие термины, как «честь, любовь и правда», то есть говорит о духовности человека. П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский считают, что вершиной проявления гражданственности является внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества. Анализ литературы позволил сделать вывод, что понятия «патриотизм» и «гражданственность» включают совокупность компонентов – «знания», «качества», «позиция», «ценности», «действия».
Патриотизм, и гражданственность формируются у подрастающего человека в процессе патриотического воспитания – целенаправленной совместной деятельности государственных и общественных организаций, направленной на формирование у подрастающего поколения высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.
Патриотическое воспитание подростков и молодежи может осуществляться по одной из пяти сложившихся в нашей стране моделей и их сочетания.
Практика показала, что реализация патриотического воспитания успешнее всего осуществляется в процессе внеурочной деятельности, и в этой связи самой продуктивной формой формирования патриотизма и гражданственности, развития личностных качеств подрастающего человека является поисковая работа. Одной из приоритетных задач модернизации образования является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья и здорового стиля жизни.
Поэтому, в настоящее время в стране создана гибкая, многофункциональная система дошкольного воспитания, которая обеспечивает широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребности семьи и общества в целом.
Вместе с тем нельзя не отметить усиление «технологичности» образовательного процесса в ДОУ, напрямую связанной с неоправданным предметным увлечением. И как результат возникает умственная и физическая перегрузка детей, которая вызывает повышенную утомляемость, апатию, невротизацию. Все это неминуемо приводит к снижению качества физкультурно-оздоровительного процесса, а самое главное отражается на состоянии здоровья детей, их физическом развитии.
В дошкольном возрасте у детей происходит быстрый рост, активное изменение форм и функций организма, психомоторики, наступают сенситивные периоды для развития физических способностей, среди которых ведущее место занимают скоростно-силовые способности. Анализ научно-методической литературы и спортивной практики показывает, что развитие скоростно-силовых качеств влияет на формирование способности к высокой степени
концентрации усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх и т. п.
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой
мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и др.) В дошкольном возрасте прирост количественных показателей скоростно-силовых способностей имеет волнообразный характер: более медленный темп отмечается в 4 года и от 5 до 6 лет,
ускорение темпа – от 4 до 5 лет, значительное ускорение – 6–7 лет.
Городское методическое объединение (ГМО) инструкторов по физической культуре целенаправленно использует в процессе физического воспитания старших дошкольников известные инновационные технологии, адаптированные к возрастным особенностям детей. Опираясь на важность и необходимость работы по повышению эффективности процесса развития скоростно-силовых способностей, педагоги ГМО обратились к технологии использования упражнений на гимнастических скамейках в двигательной
деятельности детей.
Гимнастическая скамейка – массовый снаряд, который широко используется в практике физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Основные размеры: длина – 4 м, ширина – 24 см, высота – 30 см. Снизу должен быть укреплен продольный брусок шириной 10–12 см с распоркой на середине для прочности. Гимнастическую
скамейку можно считать универсальным снарядом для развития физических качеств.
Методические особенности проведения занятий на гимнастических скамейках
1. Упражнения могут выполняться вдвоем, втроем, вчетвером и больше, в шеренге и колонне.
2. В зависимости от содержания упражнения выполняются одновременно или поочередно, на месте или с продвижением вперед.
3. Скамейки расставляются перед началом занятий и могут предварительно использоваться при выполнении упражнений в ходьбе, беге, прыжках.
4. При записи и проведении упражнений следует учитывать положение занимающихся относительно снаряда. Положение, при котором плечевая ось параллельна скамейке, называется продольным, а при котором плечи находятся поперек скамейки – поперечным.
5. При проведении упражнений необходимо указывать место занимающихся относительно снаряда (боком, лицом, спиной) и особенности удержания (хвата) снаряда.
6. Организуя занятия с использованием гимнастических скамеек, нельзя забывать о технике безопасности и дозировке физической нагрузки для детей дошкольного возраста, ее распределении с учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными. Частота сердечных сокращений не должна превышать 150–160 уд/мин, более быстрый темп часто приводит к увеличению
риска травм.
Упражнения на гимнастических скамейках можно использовать на протяжении всего занятия, что способствует увеличению моторной плотности.
Подготовительная часть составляет 10–15% всего времени занятия: решаются задачи подготовки организма к выполнению работы необходимой интенсивности, повышения положительного эмоционального настроя детей за счет соответствующего музыкального сопровождения.
Примерные упражнения подготовительной части занятия:
– ходьба по скамейке с различным положением рук (в стороны, на пояс, за голову, к плечам, вперед, вверх, за спину, на носках, пятках, приставным шагом, по двум скамейкам в парах, держась за руки и т. д. ;
– ползание на животе, подтягиваясь руками, на четвереньках, опираясь на ступни и ладони, на предплечья и колени. Пролезание в обруч, подвешенный над скамейкой, под скамейкой, чередование пролезания под скамейкой с перешагиванием и перепрыгиванием через нее;
– ходьба с использованием различных атрибутов (с мешочком на голове, перекладывая маленький мяч из руки в руку, перешагивая через предметы, лежащие на скамейке (кубики, набивные мячи, с отбиванием мяча о скамейку, с отбиванием мяча об пол поочередно с разных сторон от скамейки);
– бег по скамейке, по кругу с перепрыгиванием скамеек, по двум скамейкам и т. д. Основная часть занятия (75–85%) предусматривает активизацию функциональных возможностей занимающихся, куда входят общеразвивающие упражнения, а также упражнения на развитие мышц рук и плечевого пояса, ног, туловища и брюшного пресса, подвижные игры и эстафеты.
Примерные упражнения основной части занятия:
1. Исходное положение (И. п.) поперечное, лицом к скамейке.
1 – шаг правой на скамью,
2 – шаг левой на скамью,
3 – шаг правой со скамьи справа от скамейки,
4 – шаг левой со скамьи слева от скамейки.
Упражнение выполняется с продвижением вперед.
2. И. п. поперечное, лицом к скамейке.
1 – шаг правой на скамью,
2 – шаг левой на скамью,
3, 4 – прыжок со скамьи с двух сторон (скамья между ног).
Упражнение выполняется с продвижением вперед.
3. И. п. поперечное, лицом к скамейке.
1 – правая нога на скамье, левая на полу сбоку от скамейки,
2 – прыжком смена ног, левая на скамье, правая на полу.
4. И. п. продольное, лицом к скамейке, одна нога чуть касается скамьи.
1, 2, 3, 4 – смена ног с продвижением вперед (то же с другой стороны скамьи). То же самое можно выполнять в парах, взявшись за руки, стоя с двух сторон от скамейки в продольном положении по отношении к скамье.
5. И. п. поперечное (справа от скамейки) хват скамьи с двух сторон.
1 – перепрыгнуть скамью, опираясь на ладони,
2 – вернутся в и. п.
Упражнение выполняется с продвижением вперед.
6. И. п. поперечное, лицом к скамейке.
1 – шаг правой ногой на скамью,
2 – шаг левой на скамью,
3, 4 – прыжок двумя ногами, ноги с двух сторон на пол, полностью сесть на скамью руки в стороны.
7. И. п. поперечное, лицом к скамейке, руки на поясе.
1, 2 – прыжок на скамью двумя ногами вместе,
3, 4 – прыжок, ноги врозь на пол.
Это упражнение можно выполнять парами.
Дети становятся друг за другом, в поперечном положении. Ребенок кладет руки на плечи впереди стоящему, и по очереди прыгают со скамьи и на скамью.
8. И. п. продольное, лицом к скамейке, руки на поясе.
1 – наклон вперед, ладони на скамью,
2 – прыжок в положение «планка»,
3 – прыжок к скамье,
4 – и. п.
9. И. п. – упор в стойке на коленях на скамье в продольном положении, руки на полу.
Отжимания 4–8 раз.
10. И. п. «планка» в продольном положении.
1 – подтянуть колено к противоположному плечу,
2 – вернутся в и. п.,
3 – подтянуть другое колено к противоположному плечу,
4 – вернутся в и. п.
Многие из вышеперечисленных упражнений можно вводить в круговую тренировку.
При этом целесообразно соединять два или более упражнений вместе и выполнять сразу одно за другим.
Заключительная часть (5–10%) направлена на восстановление основных систем организма до оптимального уровня функционирования. В этой части проводятся упражнения на расслабление, дыхательная гимнастика, игры малой подвижности.
Таким образом, система упражнений на гимнастических скамейках для развития скоростно-силовых способностей старших дошкольников направлена на решение основной задачи – развитие силы, быстроты, выносливости. С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток
жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку.
Кроме развития скоростно-силовых способностей, использование упражнений на гимнастической скамейке помогает решать следующие задачи: повышение интереса к занятиям, работа над совершенствованием равновесия, развитие координации и гибкости, формирование умений коллективных действий детей.