Приложение МААМ

Воспитание патриотизма школьников и физического развития

Александр Владимирович Гришин
Воспитание патриотизма школьников и физического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, а также качеств личности, присущих «настоящему человеку», в современных условиях является важной, если не самой актуальной проблемой, решать которую предстоит семье, общему и дополнительному образованию.

Патриотизм не только чувство любви и гордости за свою Родину, но и сформировавшаяся позиция верности ей и своему народу, готовности служить своему Отечеству. Термин «патриотизм» (греч. patris) означает – земля отцов; место рода; родина и относится к базовым чувствам, имеющим корни на уровне подсознательного, и зарождалось это чувство в глубокой древности как следствие привязанности человека к той земле, где он жил, укладу жизни, традициям и верованиям своего народа.

Публикация «Воспитание патриотизма школьников и физического развития» размещена в разделах

Понятие гражданственности близко по своему значению к понятию патриотизма, так как характеризует нравственную позицию человека, которая выражается в чувстве долга и ответственности перед государством, людьми, его населяющими, готовность отстаивать и защищать права и интересы своего государства и народа. Заметим также, что В. И. Даль, определяя «гражданственность», употребляет такие термины, как «честь, любовь и правда», то есть говорит о духовности человека. П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский считают, что вершиной проявления гражданственности является внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества. Анализ литературы позволил сделать вывод, что понятия «патриотизм» и «гражданственность» включают совокупность компонентов – «знания», «качества», «позиция», «ценности», «действия».

Патриотизм, и гражданственность формируются у подрастающего человека в процессе патриотического воспитания – целенаправленной совместной деятельности государственных и общественных организаций, направленной на формирование у подрастающего поколения высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Патриотическое воспитание подростков и молодежи может осуществляться по одной из пяти сложившихся в нашей стране моделей и их сочетания.

Практика показала, что реализация патриотического воспитания успешнее всего осуществляется в процессе внеурочной деятельности, и в этой связи самой продуктивной формой формирования патриотизма и гражданственности, развития личностных качеств подрастающего человека является поисковая работа. Одной из приоритетных задач модернизации образования является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья и здорового стиля жизни.

Поэтому, в настоящее время в стране создана гибкая, многофункциональная система дошкольного воспитания, которая обеспечивает широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребности семьи и общества в целом.

Вместе с тем нельзя не отметить усиление «технологичности» образовательного процесса в ДОУ, напрямую связанной с неоправданным предметным увлечением. И как результат возникает умственная и физическая перегрузка детей, которая вызывает повышенную утомляемость, апатию, невротизацию. Все это неминуемо приводит к снижению качества физкультурно-оздоровительного процесса, а самое главное отражается на состоянии здоровья детей, их физическом развитии.

В дошкольном возрасте у детей происходит быстрый рост, активное изменение форм и функций организма, психомоторики, наступают сенситивные периоды для развития физических способностей, среди которых ведущее место занимают скоростно-силовые способности. Анализ научно-методической литературы и спортивной практики показывает, что развитие скоростно-силовых качеств влияет на формирование способности к высокой степени

концентрации усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх и т. п.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой

мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и др.) В дошкольном возрасте прирост количественных показателей скоростно-силовых способностей имеет волнообразный характер: более медленный темп отмечается в 4 года и от 5 до 6 лет,

ускорение темпа – от 4 до 5 лет, значительное ускорение – 6–7 лет.

Городское методическое объединение (ГМО) инструкторов по физической культуре целенаправленно использует в процессе физического воспитания старших дошкольников известные инновационные технологии, адаптированные к возрастным особенностям детей. Опираясь на важность и необходимость работы по повышению эффективности процесса развития скоростно-силовых способностей, педагоги ГМО обратились к технологии использования упражнений на гимнастических скамейках в двигательной

деятельности детей.

Гимнастическая скамейка – массовый снаряд, который широко используется в практике физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Основные размеры: длина – 4 м, ширина – 24 см, высота – 30 см. Снизу должен быть укреплен продольный брусок шириной 10–12 см с распоркой на середине для прочности. Гимнастическую

скамейку можно считать универсальным снарядом для развития физических качеств.

Методические особенности проведения занятий на гимнастических скамейках

1. Упражнения могут выполняться вдвоем, втроем, вчетвером и больше, в шеренге и колонне.

2. В зависимости от содержания упражнения выполняются одновременно или поочередно, на месте или с продвижением вперед.

3. Скамейки расставляются перед началом занятий и могут предварительно использоваться при выполнении упражнений в ходьбе, беге, прыжках.

4. При записи и проведении упражнений следует учитывать положение занимающихся относительно снаряда. Положение, при котором плечевая ось параллельна скамейке, называется продольным, а при котором плечи находятся поперек скамейки – поперечным.

5. При проведении упражнений необходимо указывать место занимающихся относительно снаряда (боком, лицом, спиной) и особенности удержания (хвата) снаряда.

6. Организуя занятия с использованием гимнастических скамеек, нельзя забывать о технике безопасности и дозировке физической нагрузки для детей дошкольного возраста, ее распределении с учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными. Частота сердечных сокращений не должна превышать 150–160 уд/мин, более быстрый темп часто приводит к увеличению

риска травм.

Упражнения на гимнастических скамейках можно использовать на протяжении всего занятия, что способствует увеличению моторной плотности.

Подготовительная часть составляет 10–15% всего времени занятия: решаются задачи подготовки организма к выполнению работы необходимой интенсивности, повышения положительного эмоционального настроя детей за счет соответствующего музыкального сопровождения.

Примерные упражнения подготовительной части занятия:

– ходьба по скамейке с различным положением рук (в стороны, на пояс, за голову, к плечам, вперед, вверх, за спину, на носках, пятках, приставным шагом, по двум скамейкам в парах, держась за руки и т. д. ;

– ползание на животе, подтягиваясь руками, на четвереньках, опираясь на ступни и ладони, на предплечья и колени. Пролезание в обруч, подвешенный над скамейкой, под скамейкой, чередование пролезания под скамейкой с перешагиванием и перепрыгиванием через нее;

– ходьба с использованием различных атрибутов (с мешочком на голове, перекладывая маленький мяч из руки в руку, перешагивая через предметы, лежащие на скамейке (кубики, набивные мячи, с отбиванием мяча о скамейку, с отбиванием мяча об пол поочередно с разных сторон от скамейки);

– бег по скамейке, по кругу с перепрыгиванием скамеек, по двум скамейкам и т. д. Основная часть занятия (75–85%) предусматривает активизацию функциональных возможностей занимающихся, куда входят общеразвивающие упражнения, а также упражнения на развитие мышц рук и плечевого пояса, ног, туловища и брюшного пресса, подвижные игры и эстафеты.

Примерные упражнения основной части занятия:

1. Исходное положение (И. п.) поперечное, лицом к скамейке.

1 – шаг правой на скамью,

2 – шаг левой на скамью,

3 – шаг правой со скамьи справа от скамейки,

4 – шаг левой со скамьи слева от скамейки.

Упражнение выполняется с продвижением вперед.

2. И. п. поперечное, лицом к скамейке.

1 – шаг правой на скамью,

2 – шаг левой на скамью,

3, 4 – прыжок со скамьи с двух сторон (скамья между ног).

Упражнение выполняется с продвижением вперед.

3. И. п. поперечное, лицом к скамейке.

1 – правая нога на скамье, левая на полу сбоку от скамейки,

2 – прыжком смена ног, левая на скамье, правая на полу.

4. И. п. продольное, лицом к скамейке, одна нога чуть касается скамьи.

1, 2, 3, 4 – смена ног с продвижением вперед (то же с другой стороны скамьи). То же самое можно выполнять в парах, взявшись за руки, стоя с двух сторон от скамейки в продольном положении по отношении к скамье.

5. И. п. поперечное (справа от скамейки) хват скамьи с двух сторон.

1 – перепрыгнуть скамью, опираясь на ладони,

2 – вернутся в и. п.

Упражнение выполняется с продвижением вперед.

6. И. п. поперечное, лицом к скамейке.

1 – шаг правой ногой на скамью,

2 – шаг левой на скамью,

3, 4 – прыжок двумя ногами, ноги с двух сторон на пол, полностью сесть на скамью руки в стороны.

7. И. п. поперечное, лицом к скамейке, руки на поясе.

1, 2 – прыжок на скамью двумя ногами вместе,

3, 4 – прыжок, ноги врозь на пол.

Это упражнение можно выполнять парами.

Дети становятся друг за другом, в поперечном положении. Ребенок кладет руки на плечи впереди стоящему, и по очереди прыгают со скамьи и на скамью.

8. И. п. продольное, лицом к скамейке, руки на поясе.

1 – наклон вперед, ладони на скамью,

2 – прыжок в положение «планка»,

3 – прыжок к скамье,

4 – и. п.

9. И. п. – упор в стойке на коленях на скамье в продольном положении, руки на полу.

Отжимания 4–8 раз.

10. И. п. «планка» в продольном положении.

1 – подтянуть колено к противоположному плечу,

2 – вернутся в и. п.,

3 – подтянуть другое колено к противоположному плечу,

4 – вернутся в и. п.

Многие из вышеперечисленных упражнений можно вводить в круговую тренировку.

При этом целесообразно соединять два или более упражнений вместе и выполнять сразу одно за другим.

Заключительная часть (5–10%) направлена на восстановление основных систем организма до оптимального уровня функционирования. В этой части проводятся упражнения на расслабление, дыхательная гимнастика, игры малой подвижности.

Таким образом, система упражнений на гимнастических скамейках для развития скоростно-силовых способностей старших дошкольников направлена на решение основной задачи – развитие силы, быстроты, выносливости. С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток

жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку.

Кроме развития скоростно-силовых способностей, использование упражнений на гимнастической скамейке помогает решать следующие задачи: повышение интереса к занятиям, работа над совершенствованием равновесия, развитие координации и гибкости, формирование умений коллективных действий детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для физического развития «Голодный бегемотик»Дидактическая игра для физического развития «Голодный бегемотик» Задача: Создание дидактической игры в физкультурный уголок для развития координации и равновесия детей. Материалы: Пустая коробка из.

Фотоотчет «Игры-эстафеты как средство физического развития»Фотоотчет «Игры-эстафеты как средство физического развития» Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остаётся физическое.

Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости»Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости» В физкультурных уголках есть огромное разнообразие различных спортивных пособий, а я хочу познакомить Вас с "Лестницей ловкости" которая.

Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет)Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

Фотоотчет о создании условий для полноценного физического развитияФотоотчет о создании условий для полноценного физического развития «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Фотоотчёт «Уголок физического развития» в младшей группеФотоотчёт «Уголок физического развития» в младшей группе Фотоотчёт: "Уголок физического развития" в младшей группе. Физическое развитие- это важный этап в становлении личности ребёнка. Основную.

Нетрадиционное оборудование для физического развития в ДОУНетрадиционное оборудование для физического развития в ДОУ В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма школьников и физического развития
Опубликовано: 7 мая 2024 в 09:28
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотизма школьников и физического развития» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД