надежда пермякова
Воспитательная рабочая программа по трудовому воспитанию 4 класс на 2013–2014 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
4 класс
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Пермякова Н. Н.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы по трудовому воспитанию для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией воспитателей А. В. Шевченко, О. В. Астапенко, С. Д. Борисовой с. Ле-уши, 2009г.
Публикация «Воспитательная рабочая программа по трудовому воспитанию 4 класс на 2013–2014 учебный год» размещена в разделах
- Домоводство, СБО, труд
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей, базой для раз-вития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подго-товке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практиче-ской общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.
Правильное отношение к труду, у умственно отсталого ребёнка, можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность. Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооцени-вать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положи-тельных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, акку-ратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслужива-ния вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, кото-рые в дальнейшем прочно закрепляются.
Основные цели данной программы:
Привитие навыков самообслуживания;
Формирование навыков трудовой деятельности
Эффективная организация работы предусматривает решение следующих задач:
Формирование навыков и умений:
-ухода за одеждой и обувью;
-проведения сухой и влажной уборки помещения.
Воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное
отношение к общественному имуществу.
Дети должны знать:
правила и последовательность проведение сухой и влажной уборки;
правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
правила ухода за одеждой, обувью;
правила сушки одежды, обуви;
правила хранения одежды и обуви.
Дети должны уметь:
производить влажную и сухую уборку помещений;
чистить мягкую мебель, книжные полки, столы, батарей;
стирать и гладить различные предметы одежды;
производить мелкий ремонт одежды;
ухаживать за различными видами обуви.
Методическое обеспечение программы
Программа по трудовому воспитанию основана на следующих принципах:
Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия сцелью достиже-ния оптимальных результатов.
Принцип коррекционной направленности: направлен на исправлениенедо-статков психофизического развития умственно отсталых детей.
Принцип доступности предполагает построение занятий на уровнереальных возможностей и способностей.
Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью раз-личных видов деятельности; общения и отношений, которые складываются входе заня-тий.
Содержание программы
Объём программы 34 часа.
Для каждого воспитательного занятия определены цели и имеются реко-мендации по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.
Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента, детей их психофизического развития, поэтому чёткого определения, не требуется.
Программа должна стать удобной в использовании и направить в правиль-ное «русло» воспитательный процесс.
Теоретический материал занятий по своему содержанию связан с практиче-ской деятельностью детей, что создаёт оптимальную умственную и физическую нагрузку.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.
Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся неболь-шими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая еже-дневный материал для повторения.
При организации трудового воспитания используются следующие принципы:
- индивидуализация воспитательной работы (учёт особенностей учащихся, воспи-танников);
- активность учащихся, воспитанников (взаимодействие с окружающим миром);
- целостность педагогического процесса;
- структурированность деятельности;
- практическая направленность;
- коммуникативная направленность;
- доступность предлагаемых требований и видов деятельности;
- социальная мотивация деятельности.
При последовательном личностном развитии ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Для реализации основных целей и задач трудового воспитания воспитанников применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр и т. п.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обуче-ние, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе коллектив-ной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чув-ства. способствует овладению различными способами управления собственным поведе-нием.
На занятиях по трудовому воспитанию используются следующие методы (словес-ные, наглядные, практические):
1. Методы, повышающие познавательную активность:
• элементарный анализ;
• группировка и классификация;
• ответы на вопросы;
• сравнение по контрасту и подобию, сходству;
• тестирование.
2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:
• игры.
3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
• беседы.
4. Методы коррекции и уточнения детских представлений:
• повторение;
• наблюдение;
• беседы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Краткое содержание темы. Обязательный минимум ЗУН.
Что такое труд? Труд людей осенью. Что растет в огороде? Трудовой час: уборка урожая, сбор семян. Мой дом. Как убирать дом? Трудовой час: уборка спальной ком-наты.
Различать понятия «труд» и «самообслуживающий труд». Знать сезонные особенности сель-скохозяйственного труда людей. Знать культурные растения, которые произрастают на огороде. Знать назначение жилых комнат. Называть правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.
Предметы мебели, их назначение. Виды и средства для ухода за мебелью. Правила ухода за мебелью. Трудовой час: чистка мягкой мебели. Помощники в доме. Правила и средства ухода для бытовых электропри-боров. Трудовой час: чистка электрочайни-ка и электрической плиты. Иметь представление о функциональном назначении предметов мебели. Иметь представление о видах и средствах для ухода за мебелью. Уметь ухаживать за мебелью с помощью воспитателя. С помощью воспитателя обращаться с бытовыми электроприборами. С помощью воспитателя называть правила и средства для ухода за бытовыми приборами. Чистить под контролем воспи-тателя электрочайник и электрическую плиту.
Экскурсия в магазин одежды. Одежда; виды ухода за одеждой. Уход за одеждой: ручная стирка. Трудовой час: стирка различных предметов одежды. Уход за одеждой: глаж-ка. Мелкий ремонт одежды. Трудовой час: подготовить школьную одежду на следую-щую учебную неделю. Обувь: виды обуви. Уход за обувью. Уход за обувью. Трудовой час. Уметь различать виды одежды по сезонам. Называть правила ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт. Под контролем воспитателя проводить ручную стирку. Называть некоторые моющими средствами, предназначенными для ручной стирки. Под контро-лем воспитателя производить глажку предметов одежды (рубашка, брюки). Знать правила без-опасности при работе с утюгом. С помощью воспитателя выполнять мелкий ремонт одежды: пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, пришивать заплатку. Знать ви-ды и назначение обуви. Под контролем воспитателя выполнять правила по уходу за обувью. Называть средства ухода за различными видами обуви.
Сервировка стола. Накрываем стол к обеду. Весна на участке. Трудовой час. Озеленение пришкольного участка. Уметь под контролем воспитателя правильно сервировать стол и правильно пользоваться столо-выми приборами. Уметь работать с сельскохозяйственными инструментами на пришкольном участке под руководством воспитателя. Уметь выполнять коллективную работу под руковод-ством воспитателя. С помощью воспитателя высаживать рассаду рассады на пришкольном участке.