МААМ-картинки

Воспитательная рабочая программа по творческому развитию для воспитанников 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида

надежда пермякова
Воспитательная рабочая программа по творческому развитию для воспитанников 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы

Программа предназначена для воспитанников 4 класса в специальной коррекционной школе VIII вида на 2013 - 2014 учебный год. Предусматривает три раздела: изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование, конструирование и ручной труд. В процессе развернутого изложения материала по разделам, указывается количество часов.

Публикация «Воспитательная рабочая программа по творческому развитию для воспитанников 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида» размещена в разделах

Данная рабочая программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении.

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на детей со слабыми умственными способностями, а также с ограниченными возможностями в физическом развитии. Для таких детей занятия по творческому развитию особенно необходимы. Такие занятия развивают конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формируют интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценивать свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, аккуратнее, позволяют коррегировать нарушения психических функций.

Занятия способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти, так как дети должны запомнить последовательность изготовления работы, приёмы и технику работы.

Данная Рабочая программа составлена на основе «Программы по творческому развитию для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией воспитателя А. Л. Курманьшиной.

Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками.

Результат предполагаемой помощи будет способствовать более успешной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Адаптация детей к жизни посредством творческого развития.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

- Коррекция нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук;

- Развитие внимания, памяти;

- Повышение мотивации и интереса к творческой деятельности;

- Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и т. д.);

Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию

умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

• ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы;

• предварительно планировать ход работы над изделием, определять приемы работы и инструменты;

• контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Данная рабочая программа рассчитана на воспитанников 4 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме внеклассного занятия. В 4 классе отведено 36 часов в год. На каждую тему предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.

Распределение часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется по четвертям.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.

Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.

При организации формирования творческого воображения у детей с нарушением интеллекта используются следующие принципы: принцип коммуникативно -речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода и т. д.

При последовательном формировании творческого воображения у детей с нарушением интеллекта ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Для реализации основных целей и задач формирования творческого воображения у детей с нарушением интеллекта применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, демонстрация, просмотр, практическая деятельность, мониторинги по рисованию, лепке, аппликации и т. д.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятиях через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.

На занятиях по творческому воображению у детей с нарушением интеллекта используются следующие методы (словесные, наглядные, практические) :

1. Методы, повышающие познавательную активность:

• элементарный анализ;

• ответы на вопросы;

• сравнение по контрасту и подобию, сходству;

• нетрадиционные формы работы.

2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:

• игры.

• практическая деятельность.

3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

• беседа;

• перспектива, направленная на последующую деятельность;

• приём обучения способу связи разных видов деятельности;

4. Методы коррекции и уточнения детских представлений:

• повторение;

• наблюдение.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Воспитанники должны :

- Готовить рабочее место

- Пользоваться доской для пластилина, нарукавниками, фартуком

- Соотносить изображения и постройки с реальными предметами

- Создавать по просьбе взрослого лепные поделки, выполняемые детьми в течении года, пользуясь приёмами раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания

- Лепить по предварительному замыслу

- Участвовать в выполнении коллективных лепных поделок

- Рассказывать о последовательности выполнения работы

- Самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации

- Выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкции

- Участвовать в выполнении коллективных аппликаций

- Проявлять положительное отношение к занятиям по рисованию

- Располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, посередине); фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях

- Анализировать образец с помощью вопросов воспитателя, создавая рисунок по образцу

- Уметь закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка

- Различать конструкторы разного вида и назначения; создавать по просьбе взрослого конструкции, выполняемые детьми в течение года

- Создавать постройки по образцу, по представлению, по памяти (4 – 5 элементов)

- Называть знакомые предметные и сюжетные постройки, использовать их в игре

- Строить дома, гаражи, лесенки, отдельные предметы мебели (диван, стол, стул)

- Составлять простейшие игрушки из полос бумаги под руководством педагога

- Давать элементарную оценку результатам своей работы, сравнивая её с образцом (по наводящим вопросам взрослого, пользуясь словами верно, неверно, такой, не такой

- Использовать созданные конструкции в свободной игровой деятельности

- Проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам

- Выполнять знакомые поделки из бумаги, картона и природного материала по показу, образцу, словесной инструкции

- Пользоваться основными материалам, инструментами и приспособлениями для ручного труда (ножницы, клей, кисточка для клея, салфетка, тряпочка, клеёнка)

- Пользоваться фартуком и нарукавниками. Убирать рабочее место после завершения работы

- Выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей

- Доводить начатую работу до конца

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1 четверть.

В осеннем лесу. Как прекрасен этот мир. Путешествие плодов и семян. Краски осени. Загадки с грядки. Листочки на окошке. Осенние листья. Осенние картины.

2 четверть.

Глиняный ляп. Жила-была конфета. Чудесные превращения кляксы. Нарядные пальчики. Снеговики в шапочках и шарфиках. Снежный кролик. Еловые веточки. Елочки – красавицы.

3 четверть.

Где-то на белом свете. Заснеженный дом. Зимние забавы. Весело качусь я под гору в сугроб… Папин портрет. Галстук для папы. Кружка для папы (2ч). Солнечный цвет. Весенний ковёр. Весеннее небо. Нежные подснежники.

4 четверть.

Я рисую море. По морям, по волнам… Наш аквариум(2ч). Зелёный май (краски весны). Цветы луговые. Нарядные бабочки. Чем пахнет лето?

Методический материал:

1. Биряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Игры – занятия с природным и руко-творным материалом : Методическое пособие. –СПб. : НОУ «Союз», 2005. – 103с.

2. Дорожин Ю. Г. «Простые узоры и орнаменты», М., 2000.

3. Казакова Т. Т. «Развитие у детей творчества», М., 1985. 4. Казакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в младшем школьном возрасте», М., 1990.

5. Лыкова И. А. Программа художе-ственного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», издат. КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, М., 2006.

6.»Начальная школа плюс до и по-сле», №7, 05. М., ООО «Баласс», 2005

Дополнительная литература:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение., 1991.

2. Пособие для студентов дефектологи-ческих факультетов, практических ра-ботников специальных учреждений, воспитателей детских садов родителей. – М. : Издательство «Альфа», 1993.

3. Щеблыкин И. К., Романова В. И., Кагакова И. И. Аппликационные рабо-ты в начальных классах : Пособие для учителей во внеклассной работе. – М. : Просвещение. 1983.

4. Перевертень Г. И. Самоделки из раз-ных материалов. М., Просвещение., 1985.

5. Щеблыкин И. К., Романина ВВ. И., Кагакова И. И. аппликационные рабо-ты в начальных классах. М., Просве-щение, 1990.

Публикации по теме:

Проект «Что мы знаем о птицах?» Задачи проекта: Систематизировать и закреплять знания детей о птицах (домашние, зимующие, перелётные, пролётные) Познакомить детей с новыми.

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательная рабочая программа по творческому развитию для воспитанников 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Опубликовано: 31 декабря 2013 в 04:31
+65Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательная рабочая программа по творческому развитию для воспитанников 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида» (включая файлы) размещена пользователем надежда пермякова (УИ 72067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД