Журавлева Марина
Восприятие картины дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Статья.
Восприятие картины – это особый эмоционально-интеллектуальный труд. Он становится желанным лишь в том случае, если человек к нему подготовлен. И такую подготовку надо начинать уже в дошкольном возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в
дальнейшем. Надо научить ребенка не только В И Д Е Т Ь, но и
П О Н И М А Т Ь, что изображено на картине, что художник хотел нам рас- сказать, написав её.
Публикация «Восприятие картины дошкольниками» размещена в разделах
У детей слабо развито «считывание» трёхмерного пространства картины. Это особенно заметно, когда в картине отсутствует занимательный сюжет (например, в пейзаже). И Вы должны ему в этом помочь, постепенно, шаг за шагом. Гуляя с ребенком, следует обращать внимание на красоту природы, вызывать у него чувство любви к красивому, причем учить видеть красоту в малом: в полете бабочки, в легком изгибе ветвей. Наблюдение окружающей природы помогает ребенку понимать форму предметов, видеть различное сочетание красок. Наблюдательность повысит силу и яркость восприятия малыша, он глубже будет чувствовать красоту живой природы, а затем, и красоту пейзажа на картине.
1. Развиваем познавательную активность ребенка. Расскажите ребенку о художнике, дав краткие сведения о его жизни, и покажите одну из его картин. Не следует сразу перегружать ребенка и брать несколько картин, достаточно рассмотреть одну.
2. Развиваем самостоятельность мышления. Необходимо дать ребенку 1 – 2 минуты для самостоятельного рассматривания картины. В тишине, а еще лучше в соответствующем музыкальном сопровождении, он должен войти в художественное содержание картины. Эмоциональность ребенка не позволит ему долго молчать. Он начнет вслух выражать свои чувства по поводу увиденного. Значит можно переходить к следующему этапу.
3. Развиваем эмоциональное восприятие. Здесь неуместны вопросы типа «Что здесь нарисовано?», так как они полностью глушат эмоциональное выражение ребенка в процессе сопереживания. Напротив, вопросы должны быть поставлены в русле его эмоций. Это могут быть вопросы: Какое настроение вызывает картина? Что ты чувствуешь, глядя на картину? Какое состояние передаёт художник? Для остроты восприятия можно использовать приём «вхождения в картину». Вы говорите ребенку: «Представь, что мы оказались на этой поляне (в этом лесу, на этой дорожке). Что ты слышишь? Потрогай воду (траву, листву и т. д.). Какая она? Вдохни в себя побольше воздуха. Какой он? Прикоснись рукой к дереву? Что ты чувствуешь? Что у тебя под ногами? Что над головой? и т. д.
4. Развиваем художественное мышление. Теперь необходимо раскрыть вместе с ребенком выразительные средства, которые художник использовал при написании картины. Вопросы могут быть следующими: «Как художник добился того, чтобы мы почувствовали радость (волнение, грусть, страх, восторг и т. д.? С помощью чего художник нам передал тишину (свежесть, покой? А если бы он взял не светлые краски, а темные?" и т. д.
5. Развиваем логическое мышление. На этом этапе проводится анализ содержания картины. Вы начинаете задавать ребенку вопросы, которые побуждают его логически мыслить: Кого (что) ты видишь на картине? (визуальное мышление) Что изображено к нам ближе? Что дальше? (пространственное мышление) Почему одинаковые предметы изображены вдали меньше, чем вблизи? (пространственное мышление) Какое время года (дня, суток) изобразил художник? Как ты об этом догадался? (логическое мышление) Далее идут вопросы к отдельным деталям на картине.
К. Маковский «Дети, бегущие от грозы» Если на картине изображен сюжет с людьми, то обязательно надо задать вопросы: Правильно ли поступил этот человек? Можно ли одобрить его поступок? Почему? Это вопросы нравственного аспекта. Они помогают ребенку увидеть красоту человеческих поступков и взаимоотношений, сравнивать изображенное на картине явление с реальной жизнью.
Детям раскрывают сюжет картины, говорят о композиционных основах, например, объясняют, как художник показывает удаленность предмета или его
заслоняемость другими предметами.
Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников эстетического отношения к природе.
Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов.
Портреты помогают детям увидеть черты прекрасного в близких людях.
С большим чувством воспринимаются детьми картины батальной живописи.
При отборе произведений живописи учитываются доступность содержания, особенности колористического решения.
По данным практики, при восприятии разных жанров дети больше предпочитают бытовой жанр и меньше натюрморт и пейзаж.
Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины.
В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных.
Однако условность в изображении принимается детьми лишь до определённых пределов. Изображение, граничащее со схематизмом, вызывает у них протест.
Может ли дошкольник понимать живопись?
К каким произведениям живописи дети проявляют больший интерес и почему? Опыт показывает: из различных живописных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами, изображенными в натюрморте, дошкольники встречаются в быту, а чувства, выраженные художником в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.
Большой интерес вызывают произведения о труде взрослых, а также полотна, посвященные героической тематике, и те картины, содержание которых напоминает детям иллюстрированное литературное произведение,
В чем же специфика личностного отношения детей к живописи?
Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.
Первый – эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, связанные с опытом ребенка, его эмоциями и интересом. Например: «Мне понравилась картина о строительстве красивых домов, потому, что на напоминает работу моей мамы, она строитель. В этой картине все заняты, кажется, что все движется – люди, машины. Красиво».
Второй – это когда старший дошкольник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, дает оценку содержания, нравственно-эстетических отношений изображенных на картине людей. Например: «Мне понравилась картина, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Вот они все раненые, а знамя не бросают. Они мужественные. Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная».
При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.
Воспитатель вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи. К таким приемам относятся сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры. В основе приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительности.
Прием сравнения постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. Например, картины «Сыновья» (худ. П. П. Оссовский) и «Ярмарка» (худ. А. А. Пластов, а затем картины одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» И. И. Левитана. Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной тематики.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они смогут назвать различные отличительные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.
Научить сравнивать картины по контрасту можно при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру.. на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени и сравнить, что общего изображено в этих произведениях, чем они отличаются, что красивого заметили в них, какой изображена в картинах осень. В другом случае воспитатель предлагает отобрать репродукции попарно: покой и движение, веселье, радость и задумчивость, грусть, а также картины, выполненные цветовыми пятнами и ярким, сочным, локальным цветом.
Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием интересен для ребенка тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником.. ребенок учится самостоятельно творчески мыслить, понимать зависимость между содержанием и формой произведения, делать свои умозаключения, приобретает умение вынашивать замысел, потребность выразить его в собственной творческой деятельности.. прием целесообразнее использовать., когда у детей закрепилось умение определять средства выразительности, точно и образно рассказать о произведении.
На занятиях по развитию речи воспитатель обучает их правильному построению предложений, логическому изложению мыслей, формирует умение точно оперировать изобразительными терминами (цвет, светотень, ритм, цветовые пятна, построение картины, план картины и т. д.).
Прием точных установок использовался и на втором этапе. Однако теперь воспитатель несколько усложняет вопросы, чтобы. формировать у них умение мысленно создавать картину по законам живописи, готовить их к самостоятельной творческой изобразительной и словесной деятельности, а также развивать. анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На третьем этапе ознакомления детей с живописью формируется также и личностное эмоциональное отношение к воспринимаемому произведению.. дети и на третьем этапе все же испытывают некоторые трудности в объяснении своего эмоционально-личностного отношения к картине.
Используем приё м установки: «Прежде чем объяснить, почему тебе понравилась картина, надо сказать, о чем это произведение, как оно называется, как художник показал главное, о чем ты думаешь, глядя на картину, а потом рассказать, почему она тебе понравилась. Таким образом детям дается установка на составление мини-рассказа.
Игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине : «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение» – предлагает воспитатель.
Обучая детей умению задавать вопросы, воспитатель может использовать такой прием: «Дети, мы сегодня очень внимательно рассматривали картину художника, вы на многие вопросы ответили. Я хотела бы узнать, какой вопрос надо задать, чтобы выяснить, как художнику удалось показать вечер на улице города. Какие еще вопросы можно задать, чтобы больше узнать об этом произведении?».«Кто задаст интересный вопрос об этом произведении?». Затем конкурс усложняется: «Кто задаст больше вопросов о данном произведении?»
На занятиях по классификации пейзажной живописи хорошо использовать музыку и поэзию.
Дидактические игры лучше использовать после того, как дети научатся детально рассматривать произведение, воспринимать в целом его настроение, основной колорит, высказывать личностное отношение к нему. Дидактические игры проводят как самостоятельное занятие, но их можно использовать и в индивидуальной работе с робкими, застенчивыми детьми или с группой детей с низким уровнем развития речи, особым уровнем развития мыслительных процессов.