Ирина Минеева
План-конспект «Восток в музыке русских композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект Минеева И. В., учитель музыки, Татарстан. Высокая Гора
Тема: Восток в музыке русских композиторов
Предмет: Музыка
Класс: 4А
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Публикация «План-конспект „Восток в музыке русских композиторов“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Темочки
Цель урока: Освоение жанровых, языковых особенностей музыки русских композиторов, в которой ярко проявилась тенденция использования восточных мотивов и получение представлений о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.
Планируемые результаты :
Личностные: воспитание исполнительской и слушательской культуры, инициативы и самостоятельности обучающихся.
Метапредметные: развитие способности вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать, умения сравнивать и сопоставлять типы мелодии — русской и восточной.
Предметные: формирование основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие.
Задачи:
- знакомить учащихся с таким направлением творчества русских композиторов, как «русский Восток»; получить представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими образами в музыке русских композиторов;
- расширить знания о различных музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности ;
- содействовать накоплению музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;
- развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;
- развивать творческое начало в размышлениях о музыке, в двигательных импровизациях;
Музыкальный материал : Вступление к опере «Рассвет на Москве-реке» и «Песня Марфы» из оперы Мусоргского «Хованщина», «Персидский хор» из 3-го действия оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Пляска персидок»
Средства обучения: Ноутбук, мультимедийная установка, колонки, презентация, видео-фрагменты, карточки, тесты, учебники.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Ход УРОКА
I, ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Орг. момент
Музыкальное приветствие
- Прозвенел звонок.
- Начался урок!
- Рада вас ребята видеть и приветствовать сейчас.
- И мы рады, очень рады, здравствуйте, учитель наш!
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Разминка «Хорошее настроение»
- На предыдущем уроке мы побывали в музыкальном театре. Сегодня наше «путешествие» в музыкальный театр продолжается.
Давайте проведём разминку «Хорошее настроение». Сейчас представьте, что у вас в руках пушистый одуванчик. Давайте дунем на него и все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания улетят, с весёлыми парашютиками. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением пропоём гамму до мажор, чтобы голос зазвучал красиво и приятно.
Распевка: Гамма До мажор. (Видео материал)
Распелись, а теперь споём песню про маму, ведь недавно прошёл праздник 8 марта.
Дети поют песню «На свете слова нет роднее и дороже»
Давайте проведём разминку мозгов по нотной грамоте.
Кроссворд – «Нотная грамота»
Кроссворд «Нотная грамота»
8
4
5
2
1
6 7
3
1. Сколько линеек на нотном стане?
2. Знак перерыва звучания.
3. Ключ для низких нот.
4. Ключ для высоких нот.
5. Нота, расположенная на второй линейке нотного стана.
6. Нота, расположенная на добавочной линейке нотного стана.
7. Пять линеек для записи нот.
8. Знак (обычно в начале нотной строки, определяющий название и высоту следующих за ним нот
- Ну, теперь мы подготовлены для серьёзного прослушивания классической музыки. И мы оправляемся куда? (Показ фото с оперным театром им. М. Джалиля)
3. Актуализация опорных знаний
– В прошлый раз в музыкальном театре мы познакомились с фрагментами из какой оперы и какого композитора?
- Из Опера М. Мусоргского «Хованщина».
(Выключить проектор)
- Сейчас мы проведём небольшую Музыкальную угадайку по произведениям прошлого урока.
А) «Рассвет на Москве-реке»
Б) «Песня-ария Марфы»
В) Русская народная песня «Ходила младёшенька»
- Интонации какой песни использовал Модест Мусоргский, чтобы подчеркнуть «русскость» образа главной героини?
- Русской народной песни «Ходила младешенька».
- Правильно. Композитор использовал не подлинно народную песню в своей
обработке, а написал в народном духе.
- Какие в ней мелодия и характер?
- Мелодия протяжная, лирическая, распевная.
- Давайте вспомним и поработаем над ней
2) Исполнение р. н. п. «Ходила младёшенька по борочку». Вокально-хоровая работа.
(Добиваться в пении протяжности и кантилены, пение фраз на одном дыхании, в каждой фразочке делаем акцент)
- Мы закрепили понимание «русскости» в музыке и вполне может приступать к новому этапу урока.
Мы отравляемся на художественную выставку. (Включить проектор)
4. Выявление проблемы урока
А) Рассматривание картин
- Рассмотрите на слайдах живописные произведения русских художников : репродукцию с картины Васили Верещагина «Двери Тимура» и эскиз костюма Ивана Билибина «Шамаханская царица». Какие особенности вы видите на этих изображениях?
- На картинах русских художников изображены нерусские - восточные сцены и сюжеты. Это видно по одежде, узорам, обстановке.
- Совершенно верно. На картине Василия Верещагина с фотографической точностью передан замысловатый орнамент тяжелой резной двери, детали красочной восточной одежды стражей, их воинского обмундирования (луки, стрелы, щиты, копья, сабли). А эскиз костюма «Шамаханская царица» И. Билибина, выполненный к опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (по сюжету А. Пушкина, отличается яркостью красного тона, на котором тонко выписаны узоры
.
-Что вы можете сказать о нарисованной Иваном Билибиным женщине?
- Молодая, красивая, с необычным цветком в руках и скипетром. Её черты лица и наряд восточные. То, как она сидит, а также скипетр в руках говорят о её принадлежности к высшему сословию. Преобладает яркий, красный цвет.
- Действительно, царственная поза молодой женщины (в раскинутых руках скипетр и волшебный цветок, восточные черты лица, необычность костюма (тяжелый тюрбан со звездой на голове, шаровары, многослойность и орнаментальная роспись верхней одежды, характерная (с загнутыми вверх носами) обувь говорят о восточной царице. Художник изобразил её в ярко-красных, праздничных тонах.
- Какой здесь образ заложен, какого народа?
Восточного народа.
-А как вы думаете, о чём у нас с вами пойдет сегодня разговор.
О восточной музыке.
- Правильно, а в музыке каких композиторов? Это картины каких художников?
- Русских.
- Значит и Восточная музыка русских композиторов.
- Совершенно верно. Мы познакомимся с таким направлением творчества русских композиторов, как «русский Восток».
Объявление темы: «Восток в музыке русских композиторов»
- Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?
- Верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…
– Так оно и есть. Восток действительно загадочен, неповторим, изменчив. Удивительны восточные узоры и орнаменты, которые завораживают и притягивают взгляд.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Реализация музыкально-исполнительской деятельности. Восприятие музыки.
Что произносили герои сказки «Али-баба и сорок разбойников», чтобы попасть в пещеру?
- «Сезам, откройся!»
- Откройте учебники на с. 103.
- Сейчас мы работаем с текстом (Кто-то из детей читает, а учитель заостряет внимание на определённых словах)
- Пока музыка будет звучать, мы быстро записываем название опер и фрагментов.
- Какой мелодический рисунок? Давайте попробуем выбрать правильно слова.
извилистый
ровный
волнистый
затейливый
идёт прямой линией
убаюкивающий
широкий распев
завораживающий
- Правильно, для восточной музыки характерен именно такой мелодический рисунок:
извилистый
волнистый
затейливый
вьётся тонким узором
убаюкивающий
завораживающий
- Здесь вы видите нотную запись двух фрагментов из опер — «Персидский хор» из оперы «Руслана и Людмилы» Глинки и «Пляска персидок» из оперы «Хованщины» Мусоргского
- Я вам наиграю эти мелодии, а попытаетесь определить характерный ритм восточных мелодий.
- Пунктирный ритм, неспокойный
Повторное слушание музыки. Определение формы.
- Ну, как мы знаем, любое музыкальное произведение имеет свою структуру построения, свою музыкальную форму. И попробуем определить форму этих фрагментов. И так, мы смотрим и слушаем очень внимательно и думаем, как музыка изменяется и сколько раз.
- (Работа в группах – определение формы) Нарисован у всех квадрат, если музыка резко меняется, рисуем другую фигуру, если тема почти такая же рисуем квадрат, но с небольшими изменениями.
- Ответы обучающихся по группам. «Персидский хор» из оперы «Руслана и Людмилы» Глинки - форма вариации, а в «Пляска персидок» из оперы «Хованщины» Мусоргского – трёхчастная форма.
- Работа была достаточно сложная, но мы всё-таки справились. Молодцы! Давайте себе поаплодируем.
Пластическое интонирование:
- Наверное, глядя, на эти восточные танцы вам самим захотелось подвигаться также, ка эти девушки.
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Какими видите их движения?
- Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…
- А сейчас мы попробуем создать этот мелодический рисунок в воздухе руками и телом.
Представьте, что вы находитесь в восточном шатре.
(Дети двигаются под музыку «Пляска Персидок» из оперы «Хованщина М. Мусоргского)
- Прекрасно мы подвигались и отдохнули под завораживающую музыку Востока. И лучше почувствовали восточные интонации. Наверное, вам не будет сложно сравнить
два типа мелодии — русской и восточной. Есть ли между ними сходство? А каковы различия? Вначале урока мы вспоминали музыку из оперы «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке» и песню-арию Марфы «Исходила младёшенька». Вот теперь вам надо сравнить их с новой музыкой. Одним группам - «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и Песня-ария Марфы из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского, а другим группам - «Пляска Персидок» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского и «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского.
- На столах у вас карточки, пожалуйста, вместе быстро обсудите и напишите различия и сходство произведений. (Ответы обучающихся)
-Различия в мелодическом рисунке и в ритме: в восточных мелодиях он – извилистый,
волнистый, затейливый. вьётся тонким узором, убаюкивающий,завораживающий
а ритм – пунктирный. В русских мелодиях мелодический рисунок – ровный, идёт прямой линией, широкий распев и ритм ровный. А сходство: в одной группе – вокальная музыка, в другой – интсрументальная.
Углубление в тему
–Как вы думаете появились в русской музыке восточные образы? Откуда композиторы брали мелодии?
- Путешествовали или к нам гости с востока приезжали.
- Совершенно верно.
«Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т. д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере «Руслан и Людмила» он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские.
Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке, часто так и называют - Русский Восток.
За основу были взяты подлинные восточные народные (персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами.
В русской классической музыке сложилось оригинальное национальное стилевое явление, именуемое «Русский Восток».
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия
Тест по теме урока:
-- Обучающие отвечают, проверяют, затем обмениваются с соседом по парте и проверяют друг у друга. Ставят оценку.
Лист самооценки.
Дети оценивают свою работу на уроке.
Подведение итога
– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий
– Мне урок понравился. Было приятно с вами работать.
Всего доброго! Урок окончен. До свидания!