Юлия Юрьевна Солод
Всеобуч для родителей «Методы воспитания детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления участников всеобуча о вариативности способов общения с ребенком.
Задачи:
• познакомить родителей со способами оценки деятельности и поведения ребенка;
• подвести родителей к выводу о целесообразности устанавливаемых запретов, дать представление о способах их предъявления.
Мы часто слышим, «Физические наказания недопустимы!», «Крик - не метод воспитания!». Но мы с вами не всегда Воспитатели, а иногда еще и просто живые люди. Все живые люди различаются между собой, в частности, темпераментом. И если вы обладаете «взрывным» или просто достаточно эмоциональным темпераментом, то систематические попытки «держать себя в руках», не давая своим бурным чувствам выплеснуться наружу, могут привести вас к настоящему нервному срыву.
Публикация «Всеобуч для родителей „Методы воспитания детей в семье“» размещена в разделах
В этом случае, конечно, нельзя использовать ребенка, срывая на нем раздражение. Но если сам ребенок довел вас «до точки кипения», если ваша бурная реакция вызвана именно его поведением (а не проблемами в личной жизни) - честное слово, вы имеете право крикнуть и даже шлепнуть. Эмоциональный взрыв - не преступление, это изредка случается; но это и не норма поведения, не тот способ, которым можно выражать свои чувства всегда.
Давайте подумаем, что можно использовать, чтобы не доходить «до точки кипения», «не доводить до греха»?
Мы можем установить систему запретов и допустимую степень наказания.
Устанавливать запреты на определенное поведение детей необходимо для того, чтобы ребенок в своих действиях учитывал не только собственные желания, но также потребности других людей, ориентировался на общепринятые социальные нормы поведения.
Сегодня мы обсудим:
что можно запрещать ребенку,
как делать ребенку замечания,
как наказывать ребенка за нарушение запретов.
Для начала ответим на вопрос: «Какие запреты вы устанавливаете детям?»
1Мы провели независимое расследование и обратились за помощью к маленьким экспертам. Предлагаю послушать, как они ответили на этот вопрос.
Итак, становится очевидным, что ребенку необходимо уметь слушать родительские требования и запреты. Однако, важно, чтобы их количество было минимально, и они касались только особенных сфер.
В каких же сферах жизни ребенка запреты просто необходимы? :
- Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те действия малыша, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни.
- Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом неуважения в отношении другого человека.
- Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей. Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды.
Как вы думаете могут ли дети вам устанавливать запреты?
2Мнения наших экспертов разделились.
В личной беседе те дети, которые ответили положительно, указывали на то, что могли бы запретить своим родителям отвлекать их от важных дел; выключать свет в комнате, когда им страшно; кричать на них.
Давайте поговорим о том, как делать ребенку замечания.
Делая ребенку замечания, желательно придерживаться следующих правил:
1. Если ребенок плохо себя ведет, попробуйте вместе с ним обсудить причины его поведения и поискать пути выхода из создавшейся ситуации.
2. Как правило, дети привыкают к длинным тирадам нравоучений родителей, которые те с завидным упорством повторяют изо дня в день, и попросту пропускают их мимо ушей. Поэтому, дорогие родители, не тратьте свое время на пустые слова. Говорите четко и лаконично. Тогда ваши слова будут иметь форму своеобразной команды и достигать значительно больший эффект.
Чем без конца напоминать: «Ты снова не почистил зубы, ты такой забывчивый! У тебя будут дырки в зубах. Вот твой брат никогда не забывает чистить зубы…» вы можете просто сказать: «ЗУБЫ!»
Это слово вам придется повторять, скорее всего, не один раз, но ребенок услышит вас не раздражаясь.
3. Все наши предложения, содержащие местоимения, можно разделить на две группы: «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».
«Ты-высказывание» - это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, личностных качествах, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Обычно люди, при возникновении какой-либо проблемы, предпочитают использовать «Ты-высказывания», высказывая обвинения в адрес противника.
«Я – высказывания» - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание.
Сравним два типа высказываний на примере следующей ситуации: мать уставшая пришла с работы и видит, что дома кавардак, дочка разбросала все игрушки по комнате. Как будет выглядеть в данном случае «Ты-высказывание»? Примерно следующим образом: «Ну, сколько можно тебе повторять одно и тоже! Почему ты никогда не кладешь свои игрушки на место. Сколько это будет продолжаться…».
Вряд ли в данном случае проблема будет решена, по крайней мере, мирным путем. Скорее всего все закончится взаимными обвинениями и обидами, и выяснением отношений.
Гораздо более эффективно в данном случае было бы «Я-высказывание». Например, такое: «Доченька, я так устала на работе. Я была бы очень рада, если бы ты убрала все свои игрушки, и мы бы вместе приготовили что-нибудь на ужин».
Обращаясь к собеседнику в форме «Я-высказываний», вы обсуждаете поступок человека и выражаете свои чувства по этому поводу, а не критикуете его личность. Очевидно, что в данном случае у вас гораздо больше шансов быть услышанным и выше вероятность конструктивного решения проблемы.
4. «Если» и «почему» - с этих слов, обычно, начинаются угрозы: «Если ты сейчас же не уберешь игрушки, я никогда не куплю тебе новой!», «Почему ты такой?», «Почему ты никогда?.» Такие атаки только провоцируют ребенка на открытое неповиновение или круговую оборону.
«Как только» - чрезвычайно эффективная фраза, прекрасно заменяющая «если». Когда вам нужно мотивировать ребенка на действие, можно сказать: «Как только игрушки будут убраны, мы сможем вместе пойти в магазин».
Или: «Ты сможешь посмотреть телевизор, когда все уроки будут сделаны». Таким образом, мы можем превратить «борьбу» в сотрудничество. Эти слова не сильно отличаются от «если», но к удивлению родителей смягчают тон голоса и не провоцируют детей на ответный выпад.
Но не всегда бывает достаточно устного запрета на какое-то действие, часто дети слов просто не понимают. В таких ситуация родители бывают вынуждены прибегнуть к наказанию.
Часто ли вы наказываете детей за нарушение запретов?
3Послушаем мнение наших маленьких экспертов.
Что необходимо учитывать родителям, если им все-таки приходится наказывать своих детей :
1. Необходимо заранее предупредить своего ребенка о том, что за определенный проступок его накажут. То есть ваш малыш должен знать о нежелательности определенного поведения и о том наказании, которое за этим последует. Он предупрежден, и право выбора остается за ним.
Как вы наказываете своих детей?
4Послушаем наших экспертов
Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!
2. Нельзя объявлять о наказании, а потом откладывать его. Неизвестность так страшит, что ребенок может сам причинить себе вред. Обещали - выполняйте, то есть наказывайте.
3. Запрещая ребенку что-то делать, родители должны объяснить причину и справедливость своего запрета и предложить альтернативный вариант поведения (нельзя, «закрывая одну дверь, не открыть при этом другой»). Если родители будут только запрещать, не разъясняя при этом какое поведение является правильным, ребенок просто не будет знать как же ему тогда вообще себя вести. Это может негативно сказаться на его самостоятельности и независимости.
4. Родители должны своим собственным поведением подавать пример ребенку. Естественно, недопустимым является вариант, когда родители, запрещая что-либо своему чаду, сами не придерживаются этих правил.
5. Запрещая что-либо и устанавливая наказание, родители должны быть уверены в правильности собственного решения, их не должна при этом мучить совесть. У ребенка же не должно возникать сомнений в неотвратимости наказания. Когда родители чувствуют себя неуверенно, они то ужесточают свои требования к ребенку, то предоставляют ему действовать самостоятельно, не считаясь с установленными раннее правилами.
Для ребенка это означает нарушение его представлений о том, что разрешено и за что он не понесет наказание, а что по справедливости должно быть наказуемо.
6. Наказывая ребенка, родители должны показать, что им это не приятно. Они должны дать понять ему, что, не смотря ни на что, любят его! Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать. Смысл этого высказывания заключается в том, что ребенку одинаково нужны строгость, дисциплина и любовь.
Что вы говорите чаще всего, когда наказываете ребенка?
5Ответы наших экспертов
Задумывались ли вы, как выглядите в глазах ребенка, когда наказываете его?
6Ответы наших экспертов
Главное, что нужно отметить:
7. Никогда нельзя доходить до применения физической силы при наказании! Нельзя оскорблять ребенка как личность, обзывать его. Обсуждению должен подлежать только конкретный его проступок.
Нашим маленьким экспертам был задан еще один вопрос: «Если бы вы были родителями стали бы наказывать своих детей?»
7Ответы
Тех, кто ответил положительно, мы спросили, как бы они наказывали.
8Ответы
Также в беседе с детьми мы узнали, чем можно заменить наказание, ответы были похожи, основные из них: поцеловать, обнять, погладить по голове, простить.
В заключение, хотелось отметить, во многих случаях наказание вообще можно смело «пропускать» и сразу переходить к более полезному и информативному этапу: «Давай подумаем, как это исправить?» – метод эффективен для детей старше 4 лет. Для детей младше необходимо внимание родителей и создание безопасной среды, важным также является согласованность запретов для ребенка между взрослыми.
Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы решения его проблемы. И помните, наказание должно относиться не ко всей личности ребенка в целом, а только к тому отдельному случаю поведения, за который он в данном случае наказан.