Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Встреча зимы»

Гульсира Харасова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Встреча зимы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим. Познавательная деятельность.

Тема: «Встреча зимы. Зимние узоры на окнах»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, чтение художественной литературы.

Задачи: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, уточнить знания детей о признаках зимы; познакомить с народными приметами, народными названиями зимних месяцев; формировать умения видеть красоту природы и отражать ее в рисунках.

Планируемые результаты: знает характерные признаки зимнего времени года и соотносит с этим периодом особенности жизни животных, растений и явления природы; рассказывает о приметах зимы, используя в речи синонимы; анализирует содержание стихотворения, выделяя фрагменты о приметах зимы; эмоционально откликается на прослушанную музыкальную пьесу; определяет ее настроение и характер, знает названия картин и стихотворений, имена художников и поэтов, создавших произведения о зиме; самостоятельно выполняет рисунки зимних узоров.

Материалы и оборудование: иллюстраций зимней природы; записи пьесы

П. И. Чайковского «Времена года. Январь»; репродукции картин К. Юона «Зима в лесу», И. Грабаря «Зимний пейзаж»; бумага голубого цвета; гуашь; салфетки; кисти.

Непосредственно образовательная деятельность.

1. Введение игрового момента.

-Чтение стихотворения:

Белые шапки

На белых березах,

Белый зайчишка,

На белом снегу,

Белый узор

На ветвях от мороза,

На белом лесу

На лыжах бегу.

- О каком времени года этот отрывок из стихотворения? Нас пригласила в гости Снежная королева.

2. Беседа о зиме.

-Подберите к предмету характерные признаки, пользуясь вопросами.

Зима (какая (холодная белая, снежная).

Снег (какой (рыхлый, липкий, белый).

Мороз (какой (жгучий, сильный, трескучий).

Ветер (какой (пронизывающий, резкий, сильный).

Деревья (какие (голые, сонные).

Дни (какие (короткие, холодные, ясные).

-какими красками пользуется зима? Как вы думаете, чем пахнет зима? Когда наступает зима? Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его- всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет-

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

-На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду- упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? (Январь)

-Январь – просинец. В январе обычно бывали сильные морозы и ярко светило солнце в морозные дни, а небо было синим. Еще потому так называли январь, что день начинал увеличиваться, а ночь – постепенно уменьшаться. Январь также называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снег.

ТО бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капли слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

--Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Февраль – бокогрей. Бокогрей – это сложное слово, в нем спрятались два слова: греть бока. Кому же греет бока февраль месяц? А просто в феврале бывают дни очень холодные, вьюжные.

- О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? Иногда зимой случаются отепли. Как вы понимаете слово «оттепель»? иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесет оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твердая корочка – «наст», на дорогах гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморозь. Удивительно красивым становится при этом все вокруг, особенно красивы деревья.

- Что такое снежинки? На что они похожи? Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки превращаются в снежную пыль. Снежинки, падая на землю в теплые дни, прилепляются друг к другу и образуют крупные хлопья. Как называется явление, когда идет снег? (снегопад).часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несется по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (метель.) Я предлагаю вам послушать произведение «Зима» Вивальди. Закройте глаза и представьте зимнюю картину. Что вы представили? Приведите приметы зимних явлений в неживой природе. (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь, зимние явления.)

-Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Зима» и вспомните все характерные признаки зимы, о которых мы говорили.

Вот уж осень улетела, На стеклах дивной красоты

И примчался зима. Все устремили свои взоры,

Как на крыльях прилетела Глядя на это. С высоты

Невидимо вдруг она. Снег падает,

Вот морозы затрещали, Мелькает, вьется,

И сковали все пруды. Ложится белой пеленой.

И мальчишки закричали вот и солнце в облаках мигает,

Ей «спасибо» за труды. И иней на снегу сверкает.

Вот появился узоры

3. Рисование зимних узоров на окнах.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года. Январь».

-Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором П. И. Чайковским и называется «Январь». Музыка тихая, спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними зарисовками.

Для изображения зимы художники используют чистые, холодные тона. Рассмотрите репродукцию картины Юона «Зима в лесу». Слышите, звучат бубенчики, скрипит снег под ногами, под полозьями. Куда собрался мужичок? Может, елочку присмотрел к Новому году или решил подкормить животных? Ведь им так трудно зимой в лесу. Тишина. Далеко слышна песня мужичка.

-А вот еще одна очень интересная картина «Зимний пейзаж» (И. Грабарь). Морозное солнышко ярко светит нам. Тени от деревьев падают на снег. Небо чистое, синее. Давайте внимательнее посмотрим. Может веселый зайчишка пробежит между елочек. Красиво, не правда ли? Какой одинаковой и в то же время разной бывает природа.

- Но не только художники обращали и обращают свое внимание на дивный колорит зимы. Многие писатели и поэты в своих произведениях описывают красоты Зимушки.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Это замечательное стихотворение написал поэт Иван Суриков. Наверное, ему не удалось бы написать это стихотворение, если бы он не умел видеть необычное в самых обычных вещах. А вам, ребята, нравится зима? Почему? (Можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и вылепить веселого снеговика.) Вы обращали внимание на то, какими удивительными узорами украшает мороз окна домов? Одно его холодное дыхание на окно, и вмиг украшается стекло ледяными завитками, похожими по форме на хохломскую роспись. Только роспись эта не золотого цвета, а белого и голубого.

Вы сегодня как самые настоящие морозцы-волшебники будете украшать окна узором. Нарисуйте на листе бумаги узоры Деда Мороза. Какие цвета будете использовать? (Белый).

4. Рефлексия.

-Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.

Литература: Е. Н. Веракса «Комплексные занятия» в подготовительной группе

Публикации по теме:

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Сетка организованной образовательной деятельности на 2014–2015 учебный год Сетка организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Гномики» Понедельник 1) Комплексное (ИЗО/Конструирование/Ручной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Встреча зимы»
Опубликовано: 9 января 2015 в 11:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

22 ноября. День психолога

Свой профессиональный праздник 22 ноября отмечают все российские психологи. Дата празднования была установлена в 2000 году в честь Учредительного съезда Российского психологического сообщества,...

Мастер-класс по лепке из соленого теста «Плакетка-талисман»
Из своих старинных традиций казак до сих пор сохранил обычай, хранить в своем доме талисман. Казаки очень суеверны и к приметам относятся с большим...
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «Коровушка»
Эта неделя в нашем детском саду проходит согласно теме "Здоровей-ка". Я стараюсь подбирать творческие работы, подходящие тематике, но с учётом навыков,...
НОД по аппликации «Поздравительная открытка для мамы ко Дню Матери» в...
Цель: выполнение аппликации для изготовления подарка. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умения наклеивать детали цветка из цветной бумаги,...