Сценарий мероприятия «Встречаем весну! Празднуем Благовещение!»

Галина Усиюк
Сценарий мероприятия «Встречаем весну! Празднуем Благовещение!»

Цель мероприятия:

Вызвать интерес и уважение к русским традициям, расширять кругозор детей, их знания о календарных весенних праздниках, о Благовещении.

Оформление: обустройство зала как русской избы (русская печь, скамейки, дорожки, коврики, икона, рушники, праздничный стол); выставка предметов быта, музыка.

Материал и оборудование:

Мультимедийная установка (ПК + проектор + экран, музыкальный центр; детские музыкальные инструменты (хлопушки, бубны, треугольник, колокольчики, ксилофоны, костюмы персонажей, карусель (обруч с лентами, бутафорское дерево, бумажные голубки на ленточках по количеству детей и гостей; традиционные угощения (кулебяка, пироги, ритуальное печенье).

Предварительная работа:

Беседы о календарных весенних праздниках: Сретение, Сороки, Благовещение. Просмотр фильмов образовательного проекта «Доброе слово» семейного телеканала «Радость моя».

Разучивание закличек, игр, считалок.

Ход мероприятия.

Звучит в записи русская народная музыка. Открывается мультимедийная презентация – Слайд 1. Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель (в русском народном костюме):

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Добрый вам денечек! Сегодня праздник Благовещение! Сегодня встречаем весну.

Приглашаю вас в гости, к себе в горницу. Песни распевать, весенних птиц прославлять, да в игры играть!

Дети заходят в горницу, рассаживаются на скамейки.

Музыкальный руководитель поет закличку «Весна идет».

Музыкальный руководитель: Ребята, кто из вас знает, как весну встречали в старину?

Дети: Песнями, хороводами, закличками, играми, обрядами.

Музыкальный руководитель: Сколько существует праздников народных, где встречали весну и как они называются?

Ответы детей: По русскому обычаю, весну встречают трижды. Первый раз – 15 февраля в день Сретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Все – то вы знаете. И 7 апреля - праздник Благовещение - один из главных праздников весны! (Слайд 2) Вы знаете, что архангел в этот день возвестил Богородице о том, что через нее придет в этот мир спаситель, который принесет каждому человеку любовь, милосердие, доброту. Как вы думаете, что принес Архангел Богородице?

Дети: Известие, новость.

Музыкальный руководитель: Верно, Архангел принес Хорошую новость - Благую Весть. От этих слов произошло название праздника - Благовещение.

Как и в каждом празднике, на Благовещение существуют традиции. Их строго соблюдали, говорили: «Как Благовещение встретишь, так и весь год проведешь».

По народному обычаю на праздник не надевали новые одежды, чтобы они не порвались. К столу подавали благовещенские кулебяки и пироги с начинкой из грибов и рыбы и различные рыбные блюда. Женщины пекли особое ритуальное печенье («жаворонки», «галушки», «чувильки», «кулики», и щедро раздавали его детям. (Слайд 3) Люди, звери, птицы – все радуются этому дню. На Благовещение даже само солнце играет: играет перед восходом, вертится по небу, катается, раскидывает лучи и опять собирает.

(Слайд 4) И есть такая традиция – выпускать на волю птиц, потому что птица – Божья вестница.

(Слайд 5) Много лет назад произошла история, связанная именно с этой традицией. В одном русском поселении жила девочка Дарина со своей семьей. Накануне Благовещения у детей существовал особый обряд. Вечером перед праздником дети пекли специальное печенье в виде жаворонков. Находили самое высокое место во дворе и ставили поднос с угощениями. Считалось, если на утро печенье исчезало, то взамен приходило счастье, достаток, любовь. Дарина выполнила все, что нужно и отправилась в постель. Утром чуть солнышко взошло, а Дарина уже открыла глаза, подскочила и устремилась во двор. Но обнаружила, что все печенье на месте. Расстроенная прибежала к матушке, рассказала о своем горе. Но мать ответила: «Не расстраивайся, Даринушка, Господь оставил тебе печенье, чтобы ты их раздала бедным детям».

Музыкальный руководитель (обращаясь к детям): Как вы думаете, ребята, что произошло дальше? Как поступила Дарина?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: «Но зачем? – не понимала Дарина, - Пусть сами испекут печенье, пусть сами делают муку, добывают сахар. Что это им просто так все дается!». «Послушай, доченька, Господь таких людей нам посылает не зря. А для того, то бы мы оставались добрыми, милосердными, умели сострадать чужому горю и помогать. Взамен в наш дом приходит любовь, достаток, понимание». После таких слов Дарина с радостью раздала все печенья детям и с тех пор стала помогать бедным и обездоленным». (Презентация завершена)

Музыкальный руководитель: Ребята, что мы можем понять из этой истории?

Дети: Нужно помогать людям, быть добрыми, милосердными, великодушными.

Раздается стук в дверь.

Музыкальный руководитель: Кто в гости к нам пришел? (открывает дверь)

В горницу входят дети, изображающих гуляния. Поют весеннюю закличку «Весну красну».

Любомир: Гей ты, солнышко проснись!

Где ты, скворушка? Вернись!

Веселина: Идет матушка весна, отворяйте ворота!

Первый март пришел, белый снег сошел!

А за ним и апрель отворил окно и дверь!

Белослав: А как май придет солнце в дом принесет!

Светлеет небо, тает снег

Вместе: Мы вам расскажем о весне!

Февронья: Здравствуйте, ребята! Мир вашему дому! (поклон вместе с детьми-артистами) Меня зовут Февронья, а это мои братья и сестры. Веселина, Людмила, Белослав, Любомир и Иван. Мы знаем все о народных праздниках, о традициях и обычаях. И сегодня вам покажем, как отмечали в старину великий праздник Благовещение и как весну встречали!

Ребята, а чтоб весну на Благовещение встречать, нужно заклички разные знать. А вы знаете весенние заклички?

Музыкальный руководитель: Конечно знаем! Сыграем в игру «Перекличка»? Будем заклички по очереди петь! Покажем, ребята, как мы умеем весну кликать? (обращаясь к детям). Вы, гости дорогие, начинайте!

Игра «Перекличка».

Гости делают маленький хоровод, дети детают вокруг них большой.

Гости поют песенную перекличку a capella, а дети подг. группы - с музыкальным руководителем, как бы подзадоривая друг друга поочередным исполнением. При этом двигаясь по кругу в противоположных направлениях.

Гости. Солнышко, выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Дети. Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошечко.

Где твои детки?

Кушают конфетки,

Лепешки валяют,

Тебя поджидают.

Гости. Жаворота, жаворота,

Вы не клюйте мои ноги.

Вы садитесь на дугу,

Распевайте на лугу.

Дети. Жавороночки, прилетите к нам.

Красно летечко принесите нам.

А зимушку унесите от нас.

Февронья: Молодцы, ребята!

Музыкальный руководитель: Интересно, что вы еще приготовили? Слушаем внимательно, ребята, гостей дорогих!

Февронья: По погоде на Благовещение судят о будущем лете. По народному календарю мороз - предвестник урожая на огурцы, дождь – лета дождливого, холодный ветер – лета холодного, а теплый, южный ветер – лета теплого. Посмотрите в окошко: морозец сегодня? (Ответы детей). Значит, огурчики будущим летом славно уродятся!

А какие еще приметы на Благовещение вы знаете?

Ответы детей:

1. Если на Благовещенье еще не прилетели ласточки, весна будет поздняя и холодная.

- Заморозки на Благовещение - к богатому урожаю.

2. Если на Благовещенье ветер, иней и туман — к урожайному лету; если дождь — родится рожь, будет грибное лето; если мороз — урожай на грузди; если гроза — к теплому лету, урожаю орехов; если хорошая погода — к пожарам, грозному лету.

3. Если на Благовещенье ночь теплая — весна ранняя и дружная

4. Если в этот день пойдет дождь, то год будет удачным для ловли рыбы

5. Если 7 апреля пошел дождь, значит лето будет засушливым.

6. Какая погода стоит на Благовещение, такая будет и на Пасху.

Февронья: Молодцы, ребята! Все – то вы знаете!

Звучит фонограмма «Звуки птиц».

Февронья: Послушайте, птицы щебечут, уже прилетели! Ребята, а какие птицы к нам прилетают весной?

Ответы детей.

Февронья: Сейчас я загадаю Вам сложные загадки. Боюсь, не угадаете!

Самой раннею весной запоет певец лесной.

Это он распевает про любимый край родной!

Он первый узнает что весна – красна идет! (Зяблик)

Всех перелетных птиц черней, чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовется птица – (Грач)!

Февронья: Наши загадки отгадали, молодцы!

Музыкальный руководитель: А теперь вы отгадайте наши загадки.

Дети загадывают загадки гостям, которые заранее приготовили.

Февронья: Насиделись детвора?

Поиграть пришла пора!

Игра «Заря-заряница».

Февронья: Задорная игра получилась! Все молодцы!

Музыкальный руководитель поет закличку «Ой, кулики» (В это время дети и гости усаживаются на лавочки).

Февронья: Мы встречаем весну играми и хороводами, пением и закличками! А по каким признакам мы узнаем весну?

Дети перечисляют признаки весны.

Февронья: Молодцы, все признаки назвали! Как вы думаете, Весну можно услышать?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: И не только услышать, а еще и сыграть. И мы с ребятами умеем «играть весну». Дорогие гости, предлагаю вам послушать весенний оркестр.

Дети берут музыкальные инструменты и исполняют весенний оркестр (Д. Д. Шостакович «Вальс – шутка»)

Февронья (вдохновенно): Какие прекрасные весенние звуки! Весна совсем уж близко. Спасибо вам, ребята!

Музыкальный руководитель: Спасибо вам, гости дорогие! За то, что показали нам, как нужно отмечать праздник Благовещения, встречать весну! Ребята, о каком празднике мы сегодня беседовали? Когда его отмечают? Что нам поведали гости? Что несет с собой этот праздник?

Ответы детей: Благовещение – 7 апреля; гости показали нам как встречать весну, рассказали какие обычаи еще существуют на Благовещение; милосердие, доброта, любовь, благодарность.

Февронья: Но это еще не все! На Благовещение существует традиция! Рано - рано утром, взобравшись на пригорки и крыши, взрослые и дети подкидывали птичек, выпеченных из теста, с высокого места или прикрепляли их на нитку к шесту, крыше, крыльцу, чтобы они «летали» на ветру. Это символизировало приход весны, весеннее возрождение земли.

И мы сегодня с вами прикрепим заготовленных птичек – символы тепла и доброты - к нашему дереву. И когда будете вешать птичку, обязательно загадайте желание и весна его исполнит.

Дети и гости прикрепляют птичек к веткам дерева.

Музыкальный руководитель: «Жаворонки – жаворонушки,

Вы скорее летите, тепло принесите!

Нам зима надоела –

Весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки, Самовар стоит на окошке».

Ой, да и правда, стоит на окошке, а ведь это не порядок!

Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, да гости дорогие к чаю угощенье. С пылу, с жару – для вашего самовара! (Угощает всех детей и гостей).

Использованная литература:

1. «Русская народная песня детям». Под редакцией С. Д. Ермолаева. – Издательство «Детство – пресс», 2012 г.

2. «Фольклорные праздники для детей старшего дошкольного возраста»

3. «История православного праздника Благовещение»

4. «Доброта с подпалиной». Гитана – Мария Баталова – 2013 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Макет русской избы»Фотоотчет «Макет русской избы» Фотоотчет "Макет русской избы" После проведения заняти по приобщению детей к русским истокам, решили сделать макет русской избы. Дети в.

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сценарий мероприятия «Встречаем весну! Празднуем Благовещение!»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 18:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

Развивающая тактильная панель для детей младшего дошкольного возраста
Цель: упражнять детей в сравнении предметов контрастных размеров и цветов, дать понятие «один», «много», упражнять детей в игре с липучками-застежками,...
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе. Тип проекта : познавательный. Возрастная группа : младшая группа ( 3-4 года)...
Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...