Получи документы

Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей

Лена Тулынкина
Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей

Проективный тест «Сказка» Луизы Дюсс

Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Цель данной методики - выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей.

Тест также ставит целью выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций в поведении ребенка при его идентификации с героем сказки. Может проводиться родителями, педагогами, психологами. Ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Ответы не комментируются. Если ребенок проявляет безразличие, невнимательность, признак волнения (понизив или повысив голос, покраснев, побледнев, вспотев, выполняя невротические движения, прерывает сказку, отказывается отвечать на вопрос, настойчиво опережает события, - все это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик.

Публикация «Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей» размещена в разделах

1. Сказка «Птенец»

Цель - выявить степень зависимости ребенка от родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испугался»; «Останется на земле – не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберет его».

Типичные патологические ответы: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается лететь, но не сумеет»; «Умрет во время падения»; «О нем все забудут, и кто-то наступит на него».

2. Сказка «Годовщина свадьбы родителей»

Цель - понять, ревнует ли ребенок к союзу своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Допускается задавать дополнительные вопросы после сказки.

Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласить друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло? Почему он ушел?

Типичные нормальные ответы: «Пошел за цветами для мамы»; «Пошел немного поиграть»; «С взрослыми скучно, он решил развлекаться один»; «Ему надоело находиться на празднике»; «Было скучно».

Типичные патологические ответы: «Ушел, потому что разозлился»; «Хотел остаться один»; «Загрустил»; «Никто на него не обращал внимание».

3. Сказка «Страх»

Цель - выявить наличие и содержание страхов.

Один мальчик говорит себе: «Как страшно!» Чего он боится?

Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания»; «Боится темноты»; «Боится какого-то животного»; «Ничего не боится, просто пошутил».

Типичные патологические ответы (на все эти ответы необходимо просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Чудовище хочет его украсть и съесть»; «Боится остаться один»; «Боится, что умрет мама (папа) и т. п.

4. Сказка «Песочный домик»

Цель - контроль над тем, как правильно ребенок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.

Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень этим гордился. Мама попросила его подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?

Типичные нормальные ответы: «Немножко поиграет и подарит маме»; «Поделит его с мамой»; «Отдаст маме, но иногда будет просить поиграть».

Типичные патологические ответы: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый»; «Никому его не даст»; «Будет жить в доме всю жизнь»; «Почему он должен отдавать домик маме?».

5. Сказка «Новость»

Цель - выявить чувства тревожности, невысказанные желания и ожидания.

Один мальчик возвращается домой с прогулки, и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Типичные нормальные ответы: «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость».

Типичные патологические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет что-то запретить мальчику»; «Мама сердиться, потому что мальчик опоздал, и она хочет сказать, что больше его не выпустит на улицу».

6. Сказка «Дурной сон»

Цель - контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов, поэтому тесту со всеми предыдущими.

Один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Типичные нормальные ответы:«Я не знаю»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось, что он заблудился».

Типичные патологические ответы:«Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину».

Тест дает возможность с различных позиций изучить эмоционально-личностные особенности детей, определить наличие тревожности, страхов, внутренних конфликтов.

Публикации по теме:

Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального состояния детей в период адаптации в группах с ОНР I. Психологические особенности дошкольников с ОНР. Дети с общим недоразвитием речи зачастую обладают яркими личностными особенностями. Педагогам.

Консультация для родителей «Правильное питание детей дошкольного возраста. Ребенок 2–3 лет. Питание без проблем» Пища 2-3 летнего ребенка это смешанный стол: молоко, мясо, рыба, яйца, овощи и фрукты, хлеб. В принципе это вполне соответствует составу.

Консультация для родителей: «Словесные игры с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста» Постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил.

Классификация использования нетрадиционных техник рисования с учетом возрастных особенностей детей Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития художественно-творческих способностей, познавательной активности.

Особенности личностных качеств детей с умственной отсталостью Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается.

Публичное представление собственного педагогического опыта «Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей ДОУ» .

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 5 лет Тема: «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста». Участники: средняя группа, воспитатель. Возраст.

Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей В настоящее время центральным направлением в педагогике является.

Тестовые задания (выявление знаний детей дошкольного возраста) Упражнение на развитие восприятия. Дети получают конверт, в котором лежат различные картинки, разрезанные на пять частей. Задача детей –.

Выявление одаренных и высокомотивированных детей в условиях дошкольного образова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко»» Смоленская область, Смоленский район, д. Сметанино.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 15:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД